Всенощное бдение 1 августа

Христос Воскресе!

Христос воскресе!

Евангелие

В субботу 1 августа на всенощном бдении (на утрене) накануне воскресного дня читается девятое из 11 воскресных Евангелий – от Иоанна (глава 20, ст.19-31) – это зачало (отрывок выделенный для прочтения на богослужении) про Уверение апостола Фомы.

Проповедь архиепископа Иоанна (Шаховского).

Что означают эти затворенные двери, о которых говорит повествователь события? В евангельских событиях нет ни единой строки, которая бы была написана без необходимости. В воскресенье, «в поздний час» – новая подробность: час поздний – пришел Иисус к ученикам через затворенные двери.

Двери апостольской горницы были заперты, и мы знаем – отчего. Ученики Христовы переживали страшные часы внутренней и внешней покинутости. Они, три года тому назад оставили мир, от всего отреклись ради Иисуса, а Иисус их оставил. За казнью Учителя назревали в городе казни Его последователей. Страх за жизнь усиливался еще и тем, что Петр и Иоанн были утром у гроба и нашли его пустым. Не украли ли иудеи тело Иисусово? Но в комнате, здесь же, были Мария Магдалина, Мария Иаковлева, и другие женщины – свидетельницы необычайного, говорящие о встрече с Господом, блистающим, белым, о белых мужах, сидящих при гробе… Известия женщин были слишком необычайны, чтобы из-за них можно было забыть жизненную опасность: не украли ли иудеи тело Учителя, чтобы обвинить учеников, чтобы так же уничтожить их, как и Учителя?.. Прежде всего, двери собрания надо было держать на запоре.

И вот, сквозь эту запертую дверь к ним вошел Христос. Как удивительно внешние события Евангелия согласуются с внутренними событиями души человеческой, находящейся около Христа…Читать далее…

Песнопения

Воскресный тропарь, глас 8:
С высоты снизшел еси, Благоутробне,
погребение приял еси тридневное,
да нас свободиши страстей,
Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.
С высоты сошел Ты, милосердный,
благоволил пребыть три дня во гробе,
чтобы нас освободить от страстей, –
жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!
Воскресный кондак, глас 8:
Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси,
и Адама воскресил еси,
и Ева ликует во Твоем Воскресении,
и мирстии концы торжествуют
еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.
Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг,
и Адама воскресил,
и Ева ликует о Твоем воскресении,
и пределы мира торжествуют
о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

 

О пророке Илии.

Также в субботу вечером начинается празднование в честь пророка Илии (IX в. до Р.Х.), память которого совершается 2 августа. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).

4-я книга царств, 1:5-8.

  1. И возвратились к Охозии посланные. И он сказал им: что это вы возвратились?
  2. И сказали ему: навстречу нам вышел человек и сказал нам: пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь.
  3. И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии?
  4. Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин.
Пророку Илии
тропарь, глас 4: кондак, глас 2:
Во плоти Ангел, пророков основание,
вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,
свыше пославый Елиссееви благодать
недуги отгоняти
и прокаженныя очищати,
темже и почитающим его точит исцеления.
Пророче и провидче великих дел Бога нашего,
Илие великоимените,
вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,
моли о нас Единаго Человеколюбца.
Величание
Величаем тя,
святый славный пророче Божий Илие,
и чтим, еже на Небеса
на колеснице огненней,
преславное восхождение твое.