Вернуться к Проповеди на Воскресные утренние Евангелия

Проповедь Aрхиепископа Иоанна (Шаховского)
на 11-е Евангелие (Иоанна, Глава 21, ст. 15-25)

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Aрхиепископ Иоанн (Шаховской)

На берегу был разложен огонь, на котором лежала рыба. Христос говорит: пойдите, принесите пойманное сейчас. Вытянули сеть, стали считать, оказалось 153 рыбы. Христос говорит: «приходите, обедайте»… Никто не смел спросить у Христа: «кто Ты». С великим трепетом чувствовал каждый, что это – Господь. Руки не поворачивались взять пищу. Христос поднялся и Сам роздал.

Здесь начинается одиннадцатое – последнее – Воскресное Евангелие. Воскресший Христос обедает с учениками, ранним утром на берегу моря Тивериадского. У Христа уже особое тело: близкие ученики узнают Его не столь глазами, сколько чувством сердца, ибо человеческое тело Христа уже прославлено. Христос сидит у костра с учениками. Во всем мире – все как прежде. Никто не знает, что Творец вселенной, как человек, сидит на берегу одного небольшого глухого моря. Конечно была тишина, тогда на этом берегу, ибо все ветры должны были остановиться.

«Симон Ионин, любишь ли ты Меня, больше нежели они?» – паси агнцев Моих». «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?..» – «Господи, Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя». Господь восстанавливает Петра. Ведь Петр отрекся от Него, три раза, и должен быть восстановлен так же три раза. «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?».. Какая безмерность любви, – ни тени упрека, ни волоска горечи, – ничего, кроме любви. Петр ужасное преступление совершил – отрекся от любимого близкого Господа, при Нем же, когда уничижен Он был, и, вдруг: «любишь ли ты Меня, больше нежели они?».. более нежели те, которые не отреклись. «Паси овец Моих» три раза говорю тебе, отныне уничтожаются три твоих раза. Ведь ты плакал Петр, слезы твои подвели тебя ко Мне, Я восстанавливаю твое апостольство… И сказал еще слова, давая разуметь, какою смертию Петр прославит Бога.

Тивериадское море. Особым зрением узнаваемый, вочеловечившийся, пострадавший Творец вселенной, в образе человека. Бедные галилейские рыбаки, с трудом поймавшие 153 рыбы, и не знающие, еще, что им назначено уловить более, может быть, 153 миллиардов людей, для введения в чертоги Бога.

Великого значения полно каждое слово, каждая фраза Христа. И явный и скрытый смысл в них велик. Потому что все слова и все события Евангелия относятся и к личной судьбе каждого человека. Если не всем из нас Христос говорит: «Паси агнцев Моих», то к каждому из нас обращается Христос: «Любишь ли ты Меня?» И что можем ответить мы, знающие, что любовь к Богу неотделима от любви к Его заповедям. Что ответим мы Христу, на последнем Его Суде, когда лицом к Лицу узрим Бога, и Он спросит каждого, как спросил Петра на Тивериадском берегу: «Любишь ли ты Меня?» – мы сможем ответить: «Господи, Ты все знаешь; Ты знаешь что я люблю Тебя».