Создать особое пространство

Недавно в подмосковной Лобне произошло удивительное событие: чудесное преображение неприглядной территории вокруг коррекционной школы. Его инициатором стал неиссякаемо энергичный человек – хорошо известный нашим читателям художник-монументалист и педагог, диакон Димитрий Котов.

Его замысел поддержал и помог воплотить директор школы Владимир Иванович Алексеев. Прежде всего они превратили здание обветшавшего гаража, построенного более полувека назад, в “Детскую школу мозаики”. Всё делали своими руками. Вместе с родителями и другими добровольными помощниками вставили большие окна, настелили полы, обшили стены и потолок, пристроили помещение для входа в школу. А затем буквально на глазах поражённых детей и учителей заросший “вековым” бурьяном задний двор коррекционной школы стал “Музеем под открытым небом”.

В прохладный и солнечный сентябрьский день 2021 года состоялось его открытие. Экспонировались необыкновенной красоты мозаики, которые в разные годы создавали ученики о.Димитрия – и дошкольники, и дети постарше.

Вступив на территорию этого музея, сразу понимаешь смысл таких слов, как “атмосфера места”, “художественный вкус”; понимаешь, что значит “облагородить пространство”.

Конечно, несколько энтузиастов не могли своими руками оживить и “облагородить” всё городское окружение. Но некое особое пространство в городе они создали. И растущие в этом пространстве дети, возможно, захотят в будущем красоты и чистоты – физической и духовной чистоты – во всей своей жизни.

Двор, оказавшийся на удивление просторным, был ровно засыпан галькой, по цвету и фактуре родственной материалу, из которого создавались сами мозаики. И в этом простом решении проявилась такая культура экспонирования, какой я не вижу в дорогостоящем оформлении крупных выставок и которую могу сравнить лишь с виденной очень давно выставкой японской скульптуры в Москве.

Открытие Музея сопровождалось большим и разнообразным концертом, в котором мне более всего запомнилась, пожалуй, высокая музыка игры на билах – предшественниках церковных колоколов, и выступление детей из фольклорного ансамбля “Веретёнце”, певших курские народные песни – настоящий фольклор, а не его эстрадный суррогат.

Заметим попутно, что о.Димитрий занимается и с детьми из так называемых неблагополучных семей, и из коррекционных школ и считает, что эти дети, в чём-то отстающие от своих ровесников, в художественном творчестве зачастую оказываются более способными, более чуткими, и этот удачный творческий авторский опыт может оказаться спасительным с точки зрения их дальнейшего полноценного развития.

Что же касается мозаик, показанных “под открытым небом”, то экспозиция музея в Лобне – лишь небольшая часть того, что за многие годы создали дети под руководством о.Димитрия. Эти неподъёмные произведения он умудряется экспонировать по всей нашей стране. Недавно основная их часть находилась в Пушкиногорье в Псковской области. А вскоре выставка поедет в Екатеринбург и далее, по другим городам России.

Пожелаем, чтобы она распространяла повсюду свет детского искусства и уверенность в творческих возможностях детей.

Мелик-Пашаев А.А.
журнал «Искусство в школе», 2021, №9

Центральный разворот журнала “Искусство в школе”.