Священник Федор Конюхов: «Самое сложное в жизни – это не покорение вершин, а не обидеть человека»

ier_fedor_konuhov

Наверное, нет ни одного человека в нашей стране, который не слышал бы о Фёдоре Конюхове – известном на весь мир путешественнике и мореплавателе. Он совершил более полусотни экспедиций, восхождений. Первый в мире человек, который достиг 5-ти полюсов нашей планеты, вершины Эвереста в Гималаях, мыса Горн Южной Америки, первый кто облетел весь мир на воздушном шаре за 11 дней. Каждый раз, сталкиваясь все с новыми и новыми испытаниями, он понимал, что не может оставаться только путешественником. И в 2010-ом году Федора Конюхова рукоположили в священники.

— Вы знаете, я совсем недавно с удовольствие прочитала Вашу книгу «Мой путь к истине». И я бы назвала её книгой-молитвой. Вы так щедро делитесь своими переживаниями, своими трудностями, своими сомнениями. И мне бы хотелось с Вами дальнейший наш разговор построить именно на основе вот этой книги.

— Она написана в океане. Знаете, хочется  людям оставить те мысли, которые были у меня в океане.

— Вы пишете в своей книге: «Одиночество – это дар. Не каждый может его принять». Пройдя столько кругосветных путешествий, Вы этот дар все-таки смогли принять? Ведь очень многие люди начинают болеть от одиночества. Страдать от уныния.

— Это самое сложное. Когда я был молодой и уходил в плавание, а путешествую я с молодости, для меня было самое сложное – это пережить одиночество (своё первое путешествие Федор Конюхов совершил всего в 15 лет, переплыв Азовское море на весельной лодке – прим.ред.).

ier_fedor_konuhov6

Когда я шел в одиночку к Северному полюсу 72 дня, или к Южному полюсу 67 дней, а также в первом кругосветном путешествии на яхте 222 дня и во втором на яхте «Формоза» 508 дней для меня было самое сложное не физические трудности, не опасность, а одиночество. Но с годами я почувствовал, что меньше стал страдать от этого чувства. Стали появляться другие сложности. Например, когда я летел на воздушном шаре 11 дней,  я ничего не кушал и не спал. Что такое 11 дней? Можно и не поспать, и не покушать. Я все продукты выкинул в океан, а было у меня два ящичка, потому что я с кислородной маской летел. Поэтому два-три кусочка сахара, под кислородной маской для разжижения крови, да два-три глотка воды, чуть подогретой на горелке из-за опасности взрыва от пропана, были моей пищей за 11 дней. Атлантический океан я пролетел за 1,5 дня, Чили за 40 минут, Аргентину за 9 часов. Это так быстро. И тут уже не одиночество я больше чувствовал, а усталость.

— Всю свою жизнь Вы находитесь в подготовке к кругосветным путешествиям или к экспедициям. Для чего Вы преодолеваете себя?

ier_fedor_konuhov3

— Обычно у меня экспедиции готовятся по 10-20 лет. Например, чтобы покорить первый раз Эверест, я готовился 19 лет. Когда в 1992 году мы с Женей Виноградским, с моим другом, поднялись с южной стороны Эвереста, с Гималаев и на вершине Эвереста смотрели в  сторону Тибета, Женя говорит: «Вот, оттуда бы подняться». И он где-то лет через 5 поднялся. А у меня ушло снова 20 лет. И в 2012 я с Сашей Абрамовым, с командой из Москвы, поднялся с северной стороны. Таким образом, у меня ушло на покорение Эвереста 39 лет. Сейчас я готовлюсь полететь в стратосферу. Я  еще с детства об этом мечтал. Недавно звонил моей землячке с Ярославской области, Валентине Владимировне Терешковой, и спросил: «Валентина Владимировна…Я увижу, как изгибается Земля? Я буду подниматься на 25 километров» Она говорит: «Ты увидишь изгиб Земли уже после 18-ти».

 — Федор Филиппович, у Вас столько талантов: и путешественник, и священник, и художник.

— Мой дед, Конюхов Михаил Петрович, в 1901 году участвовал в первой экспедиции Георгия Яковлевича Седова на Новую Землю. И он хотел, чтобы я стал, как Георгий Яковлевич Седов, исследователем. Дед умер в 1958-ом году, когда мне было 7 лет (накануне экспедиции, окончившейся трагически, Седов оставил деду Фёдора нательный крест с наказом передать его самому крепкому из своих детей, который сможет осуществить мечту исследователя – отнести его на Северный полюс. И это смог осуществить именно Фёдор Конюхов – ред.). Поэтому я решил стать путешественником.

— Вы пишете, Федор Филиппович: «По своей воле я сам предал себя на эти испытания. Почему, Господь, Ты не показал мне в  детстве извилистые, мрачные стези моих испытаний. Я бы, может быть, ушел от этого порока и не был бы так наказан за  свое необузданное, дерзкое желание быть первым в испытании человеческих возможностей. Я с детства готовил себя к испытанию и успеху, а сейчас все изменилось». Но желание быть первым в Вас, все-таки, осталось.

ier_fedor_konuhov2

— Нет, нет. Я мечтатель, я романтик. Но, если я скажу, что я хочу полететь за своей детской мечтой и увидеть, как изгибается космос, понятно, что никто меня не поддержит, и не будут финансировать строительство шара для моей мечты. Когда я говорю, что я полечу за рекордом и хочу подняться на 25 километров от Земли, а сейчас рекорд – 21 километров, тут, конечно, начинается поддержка и строительство. Кажется, что романтика – это красиво. Но ты должен морально быть подготовлен к созерцанию этой красоты. Как сказано в Святом Писании, если ты находишься с телом, а не находишься с духом, то все бесполезно, понимаете. Сначала ты должен духовно взойти на Эверест, а потом уже тело свое подтащить. Я помню, когда я подошел к Эвересту, с крючьями, с молотком и стал забивать крюк, то подумал: «а созрел ли я, имею ли я право забить крюк в Эверест, понимаете?» Нужно быть готовым духовно, морально и физически. Недавно я облетел вокруг света на воздушном шаре, и побил рекорд Стива Фоссетта. Когда в 1993-м году Стив Фоссет и Ричард Бренсон  начали подготовку к полету, я уже следил за ними. И в 2016-ом году я облетел. Почему? Побить рекорд  Стива Фоссета сразу было невозможно, нужно было выждать время, технологии должны были улучшиться. Сейчас построить шар  точно с таким же материалом и побить рекорд Федора Конюхова (Стив Фоссетт облетел за 13 дней, а я за 11) практически невозможно.

— Когда остаетесь один на один с самим собой, и с Богом, какие мысли, какие чувства к Вам приходят? Вообще, посещает когда-нибудь чувство страха?

— Чувство страха всегда присутствует. Если человек живет, и у него нет страха, нет любви, нет боли, это не человек. Человек должен испытывать страх, любовь, боль. Я не боюсь смерти, но я боюсь стоять перед Господом Богом и отчитываться за свои грехи. А чем больше ты живешь, чем больше ты путешествуешь, чем больше ты находишься с людьми, тем больше, конечно, ты и набираешься грехов.

— Федор Филиппович, я, вот, на Вас смотрю, Вы такой, с одной стороны, очень мягкий, очень добрый и нежный человек, открытый, а с другой стороны, я не могу понять, откуда силища у Вас такая?

ier_fedor_konuhov5

— Повторюсь, я  готовлю себя духовно, потом уже физически, затем морально и экономически. Если я нахожусь в Москве, то  днем готовлюсь к экспедиции, вечером ко мне приезжают в храм молиться и за благословением альпинисты, яхтсмены, путешественники. Кто идет на Эверест, кто в Гималаи, вокруг Света, или через Тихий, Атлантический океан, или сплавляются на сложных маршрутах – они все ко мне приходят. И я обычно принимаю людей, и сегодня буду принимать. Так как у меня храм маленький, то церковь всегда полна людьми. Я всем рекомендую: придите в храм. Вы посидите в храме и подумайте, может даже заснете на стульчике, но от этого только благость к вам придет. Храм намоленный, в храме другая благодать, настрой другой. Конечно, Господь везде присутствует, Он – и в океане, и в космосе, и под землей – Он присутствует везде. Но храм – он настраивает, понимаете, он настраивает на веру, на близость к Господу Богу или к тем святым, которым ты молишься.

— Федор Филиппович, а как Вы  воспитывали своих детей?

— Я воспитываю детей в любви своим примером, и они меня любят. Если мама или папа сама курит, а сыну или дочке говорит: «Ты не кури», это будет не убедительно. Я всегда говорю детям: «Ты должен любить всех». Если ты молишься, постишься, и любишь людей, то легче переносятся трудности. Поститься легче всего, молиться сложнее, а  любить людей – это еще сложнее. Зашел ко мне в храм нищий, я его также обнимаю, благословляю и целую, как и обеспеченного бизнесмена или политика. В храме не должно быть различий. И на улице также я себя веду и детям говорю. Но я еще, оказывается, не научился любить. Хотя бы долю маленькую приблизиться к тому, как Господь Иисус Христос  любит нас. Труд облагораживает человека и, в том числе, вас обеспечит. Надо трудиться. Господь любит, кто трудится.

— Вы пишете: «Я часто говорю сыновьям и внукам, что в жизни они должны взять на себя обязательства возведения храма или часовни, тогда в старости им будет куда приходить и отдыхать от трудов и молиться в тишине. Когда меня спрашивают, зачем я строю часовни, я отвечаю, чтобы в России было больше золотых куполов». Сколько Вы построили часовен?

ier_fedor_konuhov4

-13 часовен и 2 храма. Часовни построил за свои деньги, а храмы с Божьей помощью и людей. Все, что зарабатываем мы с матушкой (супругой – прим.ред.), тратим на строительство часовен. У меня сейчас матушка строит часовню. Недавно построили часовню великомученицы Ирины, её небесной покровительницы. Строительство часовен меня вдохновляет, так как они – для людей.

— Вы пишете: «Надо упрощать вещи и жить аскетичнее, выиграть время, чтобы вместо этого его терять. Стремитесь накопить и совершенствуйте жизнь духовную, дни и ночи посвящайте усовершенствованию своей души». Все-таки как же познать Господа?

— Когда мне говорят: «В 21-ом веке все уже на земном шаре исследовано, изведано, зачем путешествовать?» Я всегда отвечаю, что мы только океан на 3% исследовали. Сколько человек будет жить, столько и будет путешествовать и исследовать, делать открытия и рекорды. Сколько человек будет жить, столько он будет познавать Господа и не познает, а приблизится только через святых.

Федор Филиппович, что для Вас самое главное в жизни?

— Самое главное в жизни – это не обидеть человека. Знаете, построить храм, взойти на Эверест тяжело, но это возможно, а вот не   обидеть человека – это самое сложное. Когда я буду лежать на смертном одре, а моя душа встретится с Богом, не зачтется мне, что  я купола ставил, стоял на вершинах. Я не принимаю награды для себя, потому что когда апостол Петр откроет двери, а я стою весь в наградах, он их тут же захлопнет, так как за спиной – одна пустота и те люди, которые обижены.

ier_fedor_konuhov7

Источник: Телеканал «Спас»
Опубликовано 16 декабря 2016 г.