Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

10 июля ст.ст. (23 июля нов.ст.) празднуем Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).

Положение Ризы Господней в Успенском соборе в Москве

Положение Ризы Господней в Успенском соборе в Москве

Тропарь, глас 4
Днесь притецем, вернии,
к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,
благоизволившаго сию плотию носити
и на Кресте святую Свою Кровь излияти,
еюже искупи нас от работы вражия.
Тем благодаряще вопием Ему:
спаси Отечество наше,
и архиереев, и град, и вся люди,
честною Твоею ризою защити
и спаси души наша,
яко Человеколюбец.
Кондак, глас 4
Одеяние нетления, спасительнаго целения
всем человеком, Владыко, даровал еси,
Твое Божественное сокровище – честную ризу,
яже есть хитон,
еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего
одеяти благоволил еси.
Сию желанием приемлюще, светло празднуем,
страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,
зовем Ти, Христе:
сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,
по велицей Твоей милости.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Божественныя ризы Твоея честное положение.

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: “Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий” (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. “ЖМП”, 1977, № 9, с. 53).

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи’ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.