Песнопения Недели о мытаре и фарисее

triod-post-openСвятая Православная Церковь, как нежная чадолюбивая мать, в своих неусыпных попечениях о воспитании и нравственном преуспеянии верных чад своих, учредив пост Великой Четыредесятницы, вместе с тем ввела в обычай поучать и назидать их поэтически-возвышенными и глубоко-умилительными песнопениями особой богослужебной книги, именуемой Триодъю Постной. Книга эта обнимает период времени в церковном годе от недели мытаря и фарисея, в просторечии называемой неделей всеядной, до пятницы шестой седмицы Великого поста включительно, когда мы, «душеполезную совершивше Четыредесятницу», оканчиваем Постную Триодь.

(Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856—1929),
профессор Казанской Духовной Академии)

Первое чтение Триоди Постной

Каждую субботу в большинстве храмов Православной церкви вечером служится Всенощное Бдение. Самым ярким и торжественным моментом службы является полиелей. Зажигаются все светильники, священнослужители выходят в центр храма с зажженными свечами, поются торжественные песнопения, воспевающие Воскресение Христово. Предстоятель кадит весь храм, наполняя его благоуханием фимиама. И наконец — самое главное. Торжественно выносится Святое Евангелие и прочитывается один из отрывков (чтение Евангелия 31 января), рассказывающий о воскресении Господа. Сразу же вслед за этим все молящиеся единодушно поют одну из радостнейших песен церковных:

Воскресение Христово видевше
Поклонимся святому Господу Иисусу
Единому безгрешному…

Песнопение это пасхальное. Но ведь каждое воскресение — малая Пасха. Через каждые шесть дней мы снова вспоминаем о самом главном событии священной истории. И поем о том, что мы — свидетели воскресения, мы «видели» его. Не теми, конечно, глазами, которыми видим мы вещи этого мира, а глазами веры, очами духовными, тем зрением, которым созерцают невидимое, но самое важное. Обычно сразу же вслед за этим, помянув всех святых, мы лобзаем лежащее на праздничном аналое Евангелие, и священник помазывает каждого освященным елеем, призывая на нас Благодать Божию, помощь Божию, духовную радость. Но каждый год на одной из таких служб вдруг сразу же за радостным пением Воскресной Песни, ликование внезапно обрывается, гаснут светильники, храм погружается в темноту и начинает звучать совсем иная, совсем уже не радостная песнь:

Слава, глас 8:
Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернен:
но яко щедр, очисти
благоутробною Твоею милостию.
Слава, глас 8:*
Покаяния врата отверзи мне, Податель жизни,
ибо с рассвета стремится дух мой
ко храму святому Твоему,
нося весь оскверненный телесный храм.
Но Ты, как сострадательный, очисти его
благосердною Твоею милостью.
И ныне, Богородичен:
На спасения стези настави мя Богородице,
студными бо окалях душу грехми,
и в лености все житие мое иждих:
но Твоими молитвами
избави мя от всякия нечистоты.
И ныне, Богородичен:
На пути спасения направь меня, Богородица
ибо постыдными грехами я душу запятнал
и легкомысленно растратил всю жизнь мою.
Но Твоими молитвами
избавь меня от всякой нечистоты.

(“Нескучный сад”).
triod_post_1_m

Кондак и икос Недели о мытаре и фарисее.

С недели (т. е. воскресенья) о мытаре и фарисее начинается Постная Триодь: Не помолимся фарисейски, братие, – читаем мы на первой странице этой богослужебной книги, – ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: «Очисти ны, Боже, грешныя!» Правда, сама евангельская притча (Лк 18:10–14) будет прочитана лишь на Литургии, непосредственно в воскресный день; но поскольку предполагается, что с этим сюжетом все и так знакомы, то уже в субботу вечерня и утреня (в той их части, которая содержится в Триоди) всецело посвящены осмыслению Христовой притчи.

Кондак:
Воздыхания принесем мытарская Господеви,
и к Нему приступим грешнии яко Владыце:
хощет бо спасения всех человеков,
оставление подает всем кающимся.
Нас бо ради воплотися,
Бог сый Отцу собезначальный.
Кондак:
Подобно мытарю стенания принесем Господу,
и припадем к Нему, грешные, как к Владыке:
ибо желает Он спасения всех людей,
прощение подает всем кающимся;
ведь ради нас Он воплотился,
Бог, Отцу собезначальный.

По своему содержанию кондак в неделю о мытаре и фарисее стоит довольно близко к самой притче. Песнописец призывает нас уподобиться евангельскому мытарю и принести покаяние Христу – ибо именно ради спасения всех людей Он, не имеющий начала, как и Отец, стал человеком.

Икос:
Сами себе братие вси смирим воздыханьми,
рыданьми побием совесть:
да в суде тогда вечном тамо явимся вернии,
неповинни, получивше оставление.
Тамо бо есть воистинну ослабление,
еже видети нам ныне умолим:
тамо болезнь отбеже, печаль и из глубины воздыхания,
во Едеме дивнем, егоже Христос Зиждитель,
Бог сый Отцу собезначальный.
Икос:
Сами себя, братия, все смирим,
стенаниями и сетованиями поразим совесть,
чтобы тогда, на суде вечном,
явиться верными, неповинными, прощение получив.
Ибо там поистине отрада,
и чтобы нам ее узреть, ныне принесем мольбы;
там мука отошла, скорбь и из глубины стенания,
в Эдеме дивном, Творец которого Христос,
Бог, Отцу собезначальный.

В икосе идея смирения и покаяния получает дальнейшее развитие: гимнограф говорит уже не столько о нашем земном существовании, сколько о будущей жизни, показывая нам перспективу Суда и, если получим на Суде прощение грехов, дивного Эдема, Создатель которого – Христос, Сын Божий – Бог, собезначальный Отцу.

Священник Феодор Людоговский.
“Нескучный сад”.

Канон Недели о мытаре и фарисее

Смотря на фарисея — укоренного, не думайте, что дела правды, благочестия, благотворительности и строгого воздержаний ничего не значат пред очами Божиими. Нет! Господь укорил фарисея не за дела, а за то, что он начал хвалиться ими, что на них одних основал всю свою надежду, забыв о грехах, от которых, конечно, не был свободен. Равно, смотря на мытаря, не подумайте, что грехи маловажны пред Богом. Нет! Господь хвалит мытаря не за то, что он грехами своими поставил себя в такое состояние, что и на небо воззреть не был достоин, а за то, что, доведши себя до сего злым произволением своим, он жалел и сокрушался о том, в одной милости Божией чая обрести себе избавление,— хвалит за этот поворот от греха ко Господу, за дух смирения и болезнования сердечного, в коем взывал: «Боже, милостив буди мне грешному!»

из Песни 3
Тщеславие оттщетевает богатство правды,
смирение же расточает страстей множество:
еже подражающия ны, части покажи мытаревы Спасе.
Тщеславие делает тщетным богатство праведности,
смирение же рассеивает страстей множество;
нас, подражающих тому, общниками мытаря яви, Спаситель.
Отринем вернии высокохвальную гордыню,
возношение же лютое, и дмение мерзкое,
и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство.
Отвергнем, верные, надменную похвальбу,
и безрассудство безмерное, и мерзкую спесь,
и гнуснейшую пред Богом непристойную бессердечность фарисея.
из Песни 5
Колесничник в добродетелех, мняшеся тещи фарисей:
но пеший, паче лидийския колесницы текий, мытарь добре предвари,
припряг щедроте смирение.
Как возничий мчаться в добродетелях думал фарисей;
но пешим с быстрой колесницей состязаясь, мытарь успешно его опередил,
с жалостным возгласом сочетав смирение.

В песнях церковных самодовольный фарисей сравнивается с плывущим по морю на корабле, а самоуничиженный мытарь — с плывущим на худой ладье. «Но того,— говорит,— потопила буря самовозношения ударом о камень гордости, а сего глубокая тишина самоуничижения и тихое веяние воздыханий покаянных привели безопасно к пристанищу Божеского оправдания». В тех же песнях еще фарисей сравнивается с едущим на колеснице, а мытарь — с идущим пешком. «Но последний, — говорит, — припрягши к сокрушению смирение, упредил первого, заградившего себе путь камнями самохваления».

из Песни 7
Оправдания делы возвышаемый,
сетьми тщеславия люте превознесеся фарисей, безмерно хваляся:
мытарь же легким крилом смирения вознесся, Богу приближися.
Оправданием делами надмеваясь,
в сетях тщеславия бедственно превознесся фарисей, без меры хвалившийся;
мытарь же легким крылом смирения поднявшись, к Богу приблизился.

Слыша такие внушения, братие, умудряйтесь тако тещи, да постигнете. Пусть будут у вас море — слезы, ладья — самоуничижение, ветры — воздыхания, а мытарев глас — все распоряжения по плаванию. И несомненно достигнете вы в пристанище милосердия Божия и скоро вступите на берег оправдания, где вкусите сладостный покой совести во всепрощении Божием.
Да дарует сие великое благо всем нам щедродательная благость Божия! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Из слова В НЕДЕЛЮ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ. 12 февраля 1861 года.


* (наверх) Перевод песнопений на русский язык иеромонаха Амвросия (Тимрота).