В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с памятью всех Святых, в земле Русской просиявших.
Об истории праздника
Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено Поместным собором Русской Православной Церкви, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.
В 1812 году и в 1941 году в день всех Святых, в земле Русской просиявших, начались две Отечественные войны.
О составлении службы
Составителем службы и творцом большинства её текстов был священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Знаменитая служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, стала замечательным литургическим памятником его любви к нашей Святой Церкви. Работа над составлением службы началась во время Поместного собора в 1917 году. Иеромонаху Афанасию принадлежала мысль избрать для стихир на “Господи, воззвах” по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых, а в каноне расположить святых по областям. Каждая песнь канона завершалась, также по его идее, тропарем иконе Божией Матери, наиболее чтимой в этой области. Рассматривавший новую службу член Синода митрополит Сергий (Страгородский) внес в нее составленный им самим тропарь “Яко-же плод красный…”. Подготовленный первый вариант службы рассматривал затем и Святейший Патриарх Тихон.
Песнопения праздника
Стихиры русским святым из вечерни дня всех Святых, в земле Русской просиявших, глас 2 |
Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже божественный велий сонм Святых прослави. |
Обращаются к России отцы Поместного Собора в 1918 году — в тот момент, когда богоборческие силы стремились, как и в наше время, навсегда уничтожить Россию. |
Церковь Русская, красуйся и ликуй: се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся. |
Соборе святых Русских, полче божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. |
Божественный полк русских святых с тех пор непрестанно умножался, и прежде всего огромным, даже не представимым нам сонмом мучеников и исповедников. Это величайшее достояние, приобретенное Россией в ХХ веке, и еще раз напоминание нам. |
Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение. |
Это важнейшая стихира, подводящая итог всему, выражающая смысл богословский, исторический, культурный. Евфрафа — “плодоносный” — древнее название Вифлеема. Так называется Вифлеем в пророчестве о рождении Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа (в ц.-сл. «Вифлиеме, доме Евфрафов»), мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, который должен быть Владыкою во Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей, 5:2). Название Евфрафа было дано городу по имени родоначальника жителей этого города (евфрафянами они называются, напр., в Руф.1:2 и 1Цар.17:12), потому и «дом Евфрафов». Это город, где родился Спаситель, но там же родился царь и пророк Давид, из рода которого в царском доме Вифлееме — Евфрафе произошел Спаситель Господь Иисус Христос. Название города Евфрафы созвучно названию реки Евфрат, которая протекала еще в земном раю! — в нем тот же корень, означающий «плодоносный». С берегов Ефрата произошел праведный праотец Авраам. Россия, плодоносная святыми, сравнивается с новым Вифлеемом, с новым праотеческим Евфратским Авраамовым домом. Вспомним, как обращался святой благоверный князь Дмитрий Иванович Донской к пришедшим к нему князьям Ольгердовичам, как и он, будущим героям Куликовской битвы: «Братие милые, уже ради потребы пришесте ко мне, воистину есте ревнители отца нашего Авраама». Русские святые, все книжные, ученые люди полагали себя принадлежащими к одному Отечеству со святыми мучениками первых лет христианства, с великими святителями и учителями, такими, как Василий Великий и Иоанн Златоуст, с основателями монашества и с ветхозаветными праведниками — пророками и праотцами. Все они принадлежали к одному роду, к роду Вселенской Православной Церкви. |
Тропарь русских святых [1], глас 8 |
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве. |
Кондак русских святых, глас 3 |
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу. Ангели с ним славословят, и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют, о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога. |
[1] Творение патриарха Сергия (Страгородского)
Источники:
- Праздник Всех Святых в Земле Российской просиявших
- Святитель Афанасий (Сахаров), епископ ковровский, исповедник и песнописец. Житие