Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Русской просиявших

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с памятью всех Святых, в земле Русской просиявших. the_feast_of_all_saints-rus

 

Об истории праздника

Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено Поместным собором Русской Православной Церкви, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.

В 1812 году и в 1941 году в день всех Святых, в земле Русской просиявших, начались две Отечественные войны.

 

О составлении службы

Составителем службы и творцом большинства её текстов был священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Знаменитая служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, стала замечательным литургическим памятником его любви к нашей Святой Церкви. Работа над составлением службы началась во время Поместного собора в 1917 году. Иеромонаху Афанасию принадлежала мысль избрать для стихир на “Господи, воззвах” по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых, а в каноне расположить святых по областям. Каждая песнь канона завершалась, также по его идее, тропарем иконе Божией Матери, наиболее чтимой в этой области. Рассматривавший новую службу член Синода митрополит Сергий (Страгородский) внес в нее составленный им самим тропарь “Яко-же плод красный…”. Подготовленный первый вариант службы рассматривал затем и Святейший Патриарх Тихон.

Песнопения праздника

 

Стихиры русским святым из вечерни дня всех Святых, в земле Русской просиявших, глас 2
Земле Русская, граде святый, украшай твой дом,
в немже божественный велий сонм Святых прослави.
Обращаются к России отцы Поместного Собора в 1918 году — в тот момент, когда богоборческие силы стремились, как и в наше время, навсегда уничтожить Россию.
Церковь Русская, красуйся и ликуй:
се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся.
Соборе святых Русских, полче божественный,
молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию.
Божественный полк русских святых с тех пор непрестанно умножался, и прежде всего огромным, даже не представимым нам сонмом мучеников и исповедников. Это величайшее достояние, приобретенное Россией в ХХ веке, и еще раз напоминание нам.
Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая,
храни веру православную, в нейже тебе утверждение.

Это важнейшая стихира, подводящая итог всему, выражающая смысл богословский, исторический, культурный.

Евфрафа — “плодоносный” — древнее название Вифлеема. Так называется Вифлеем в пророчестве о рождении Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа (в ц.-сл. «Вифлиеме, доме Евфрафов»), мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, который должен быть Владыкою во Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей, 5:2). Название Евфрафа было дано городу по имени родоначальника жителей этого города (евфрафянами они называются, напр., в Руф.1:2 и 1Цар.17:12), потому и «дом Евфрафов».

Это город, где родился Спаситель, но там же родился царь и пророк Давид, из рода которого в царском доме Вифлееме — Евфрафе произошел Спаситель Господь Иисус Христос.

Название города Евфрафы созвучно названию реки Евфрат, которая протекала еще в земном раю! — в нем тот же корень, означающий «плодоносный». С берегов Ефрата произошел праведный праотец Авраам.

Россия, плодоносная святыми, сравнивается с новым Вифлеемом, с новым праотеческим Евфратским Авраамовым домом. Вспомним, как обращался святой благоверный князь Дмитрий Иванович Донской к пришедшим к нему князьям Ольгердовичам, как и он, будущим героям Куликовской битвы: «Братие милые, уже ради потребы пришесте ко мне, воистину есте ревнители отца нашего Авраама». Русские святые, все книжные, ученые люди полагали себя принадлежащими к одному Отечеству со святыми мучениками первых лет христианства, с великими святителями и учителями, такими, как Василий Великий и Иоанн Златоуст, с основателями монашества и с ветхозаветными праведниками — пророками и праотцами. Все они принадлежали к одному роду, к роду Вселенской Православной Церкви.

Тропарь русских святых [1], глас 8
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,
земля Российская приносит Ти, Господи,
вся святыя, в той просиявшия.
Тех молитвами в мире глубоце
Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Кондак русских святых, глас 3
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви
и невидимо за ны молится Богу.
Ангели с ним славословят,
и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют,
о нас бо молят вси купно
Превечнаго Бога.

[1] Творение патриарха Сергия (Страгородского)

Источники:

  1. Праздник Всех Святых в Земле Российской просиявших
  2. Святитель Афанасий (Сахаров), епископ ковровский, исповедник и песнописец. Житие