Митрополит Иоанн (Разумов): «Мы относимся к Богу так же, как молимся»

Отрывки из проповедей

Митрополит Псковский и Порховский Иоанн (Разумов; 1898–1990)

120 лет назад, 28 октября 1898 года, родился митрополит Иоанн (Разумов), один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX века. Более 30 лет – с 1954 по 1987 годы ‒ он возглавлял Псковскую и Порховскую епархию. Ранее он был наместником Троице-Сергиевой лавры, а еще раньше – келейником Патриарха Сергия (Страгородского).

О Кресте

«В момент благоговейного осенения крестным знамением действует мгновенно Сам распятый Господь, всюду в мире живой и действующий, отчего и крест Его чудотворен всегда» (Слово в Неделю Крестопоклонную).

«Настанет время, когда мы приблизимся к смертному часу и предадим дух свой Богу. Тело наше положат в холодную могилу. Тогда, совершив последнюю молитву о нас, с надгробным рыданием уйдут от нашей могилы родные и знакомые. И одно сокровище останется у нас в могильном мраке: это – Крест Христов на груди нашей. Поэтому под покров Крестной Силы будем прибегать во все дни нашей жизни на земле» (Слово на Воздвижение Креста Господня).

О вечной жизни

«Душа наша, по преставлении ея Богу, будет там, где сокровища нашего сердца, т.е. сообразно с привычками нашего сердца и расположения. Куда обращено обычно сердце, туда и весь человек. Поэтому возлюбим молитву, чистоту, смирение, доброту и все святое на земле. Эти привязанности наши пойдут с нами в ту жизнь, останутся при нас, вечно будут нас радовать и утешать. Во святом направлении сердца ‒ вечное счастье и вечный покой всякого человека» (Слово на день Успения Божией Матери).

О молитве

«При расслаблении души и тела полезно возбуждать себя вопросом: “С кем ты беседуешь, душа моя? Если ты не смеешь вяло и небрежно беседовать с людьми высшими тебя, то как ты смеешь небрежно беседовать с Господом?”» (Слово в Неделю о самарянке).

«Как начинающие изучение науки молиться Богу, не перестанем во всех делах призывать болезненно и сокрушенно Всесвятое и сладчайшее имя Господа Иисуса Христа по преимуществу краткими молитвенными общениями. Только в кратких воззваниях наш ум сохраняет нерассеянность, а сердце теплоту. Примеры таких новоначальных угодных Богу молитв дают нам хананеянка и благоразумный разбойник. Они услышаны были Богом Спасителем после краткой молитвы, но соединенной с движением чувства» (Слово на день памяти святого пророка Божия Илии).

«Чем чище сердце, тем светлее чувство к Богу. У чистого сердца молитвенное чувство к Богу становится пламенным, как у пророка Илии. Следовательно, молитва показывает разное наше отношение к Богу, потому что мы относимся к Богу так же, как молимся. Сила молитвы не в словах, а в теплоте чувств к Богу, т.е. чувств веры, преданности, любви и упования. В напряжении благоговейно и благопреданно откликаться сердцем на молитвенные слова заключается главный наш труд» (Слово на день памяти святого пророка Божия Илии).

«Никто, молясь, да не считает в себе молитву установившейся, но пусть всякий раз молится так, как если бы до этого времени никогда не маливался, как должно, но в первый раз делал опыт истинной молитвы» (Слово на день памяти пророка Божия Илии).

«Пусть иные из нас мало знают молитв Господу. Ему и при немногочисленных обращениях к Нему более дорога сердечность их. Архиепископ Николай (Зифов), бывший Симферопольский, рассказывает, что в бытность свою епископом Церкви на Алеутских островах он однажды, при объезде своей разрозненной епархии, встретил в одном отдаленном селении на каком-то острове большую часовню, притом весьма опрятно содержимую. Он заинтересовался религиозным настроением жителей этого поселка, т.к. у них не было ни священника, ни причетника, и спросил их: “Как вы молитесь в этой часовне?” Они отвечали: “Когда наступает какой-либо праздник, мы приходим все в часовню, зажигаем свечи, воскуряем фимиам. Затем все становимся на колени и, воздев все как один руки кверху, поем много-много раз только два слова: ‟Господи, помилуй”. При этом многие из нас проливают слезы пред Богом”. Выслушав этот рассказ, архиепископ Николай ответил им: “Ваше смирение и пение дороже Богу пения изысканных городских хоров. Оно знак вашей душевной доброты и смирения”. Но разве и мы не можем молиться дома с таким же подъемом души?» (Слово в Неделю Жен-мироносиц).

Об умилении

«Продолжение труда молитвы приводит к сердечному умилению. А умиление и есть начало спасения души. Видите, как при многих обязанностях мирских можно нетрудным подвигом ввести себя благодатную жизнь и ее совершенствовать. Не стяжавшие на земле полноты совершенства все же приходят к тихой пристани спасения в меру своей возможности, принимая чрез молитву умиление.

Так евангельский благоразумный разбойник в предсмертный час умилился духом при виде Божественного страдальца, покаялся в грехах и оказался первенцем рая <…> Если умиление привлекает благодать Божию к человеку при жизни и по смерти вводит душу в рай, то стяжем умиление» (Слово об умилении).

О прощении и милости

«Только, молясь, оставим неприязнь друг к другу и будем исполнены взаимного сострадания и любви. Прекрасно было бы пред молитвой быть настроенным так, чтобы, когда мы говорили Господу “помилуй мя”, и самим миловать согрешающих против нас; когда говорим “прости меня, Господи,”, и самим прощать обиды нам; когда говорим “не помяни беззаконий моих”, и самим забывать нанесенные нам ближними неприятности. Тебе отмеряно будет во время молитвы той мерою, какою ты меряешь людям» (Слово в Неделю вторую Великого поста).