К столетию блаженной кончины святителя Нектария Эгинского

Предисловие

Святитель Нектарий Эгинский – один из самых знаменитых греческих святых нового времени, прославившийся многими чудесами. Он родился в 1846 году, в молодости принял монашество, впоследствии стал епископом Пентапольским в Александрийской Православной Церкви. Из-за интриг и ложных обвинений со стороны недругов святитель оказался отправлен на покой и изгнан. Переселившись в Грецию, занимал здесь место простого проповедника в провинции Эвбея, позднее основал женский монастырь на острове Эгина. Почил епископ-старец в 1920 году и был причислен к лику святых Элладской Православной Церковью в 1961 году. Ниже публикуются выдержки из писем святого, составленные монастырем Параклиту в Оропосе (Аттика).

Любовь

Достигайте любви. Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и все множество благ и добродетелей. Любите, чтобы быть и вам любимыми. Дайте Богу все ваше сердце, чтобы вам пребывать в любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

Вы обязаны сохранять большую осторожность в ваших отношениях с другими и уважать друг друга как священные лики. Никогда не смотрите на тело или красоту его, но наблюдайте за душой. Будьте внимательны к чувству любви, потому что если сердце не теплится от чистой молитвы, любовь рискует быть плотской и неестественной, рискует помрачить ум и сжечь сердце.

Необходимо ежедневно исследовать: может быть, любовь наша [к другому] не исходит от нашей связи со Христом, не проистекает от всецельной нашей любви к Господу. Тот, кто внимателен и сохраняет в чистоте любовь, убережется от ловушек лукавого, который пытается постепенно превратить христианскую любовь в любовь вообще и любовь чувственную.

Христианская вежливость

Христиане должны, согласно заповеди Божией, стать святыми и совершенными. Совершенство и святость начертываются сначала глубоко в душе христианина, а уже потом отпечатываются и в пожеланиях его, в речах его, в делах его. Таким образом, благодать Божия, которая существует в душе, изливается и на весь внешний характер.

Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом было засвидетельствовано его христианское житие и славилось имя Божие.

Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения.

Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспорядки и войны.

Итак, да будем всегда вежливы. Никогда да не изойдет из уст наших дурное слово, слово, которое не будет исполнено соли благодати Божией, но всегда [да будут у нас] речи благодатные, речи благие, речи, которые засвидетельствуют вежливость во Христе и развитость души.

Перевела с греческого Монахиня Дионисия (Вихрова)

Рассуждение

Желаю вам иметь рассуждение и мудрость. Избегайте крайностей. Строгость жизни сообразуйте с мерой [вашей] добродетели. Тот, кто [сразу] желает состязаться с совершенными и жить так, как [жили] святые подвижники, скорее всего, возгордится и падет. Так что подвизайтесь разумно и не вводите тело в изнеможение от чрезмерного труда. Помните, что обуздание плоти это только средство, помогающее душе достичь совершенства, а главное – духовная брань самой души.

Не налагайте на себя более, чем можете понести. Помните, что Бог не по принуждению подает дары Свои, но когда Сам того хочет. Все, что Он дает вам, вы получаете незаслуженно, [исключительно] по Его милосердию.

Не думайте, что получите высокие дары и добродетели за свои большие труды, – [думая] так, вы рискуете впасть в гордыню. Тот, кто ищет божественных даров и озарений, при этом будучи погружен в страсти, пребывает в глупом и гордом заблуждении. Прежде всего необходимо трудиться над очищением себя. Благодать посылается как дар тем, кто очистился от страстей. И получают они ее тихо, и в час, о котором не знали.

Гордыня

Гордость ума – это сатанинская гордыня, которая отрицает Бога и хулит Духа Святого, и через это [делает человека] едва исцелимым. Это глубокий мрак, который не дает глазам души увидеть свет, и [в этом свете] встать на путь, ведущий к добру, к смирению, к Богу.

В отличие от нее, гордость сердца рождается не от сатанинской гордыни, но от различных внешних вещей и обстоятельств, например, от богатства, славы, чести, душевных или телесных дарований (ум, красота, сила, ловкость и т.д.). Все это делает людей надменными и глупыми, но не атеистами. Такие [люди] часто исправляются, по милости Божией, получая от Него вразумление и научение. Когда их сердца оказываются разбиты, они перестают надмеваться и искать славы, и тем самым исцеляются.

Ваш духовный труд состоит в том, чтобы наблюдать за своим сердцем. В нем скрывается гордость как ядовитая змея, эта страсть порождает множество зол, оскверняет всякую добродетель, отравляет все [в вас]. И на это диавольское зло надлежит обратить все свое внимание. Вы должны непрерывно следить день и ночь.

Полагаю, будет правильным сказать, что все наши духовные заботы следует направить на то, чтобы найти и убить [в себе] гордость и ее порождения. Если [мы сможем] избавиться от нее и воцарить в нашем сердце смирение, то получим все. Ибо там, где смирение, там поистине обитает Христос и там собираются все остальные добродетели.

Мир

Мир [души] – это божественный дар, который щедро дается тем, кто примирился с Богом и исполняет божественные заповеди. Мир есть свет, и он удаляется от греха, который есть тьма. Вот почему грешник никогда не успокаивается, [не обретает мира в душе].

Боритесь с грехом и подавляйте восстание страстей внутри вас. Если эта борьба для вас победоносная, то она становится для вас причиной обретения радости и мира. Если – не дай Бог, – вы терпите поражение в этой борьбе, то от нее рождаются [для вас] беды и страдания. Но если после поражения вы снова встаете на борьбу против греха, то мир возвращается к вам.

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Мир и освящение – два необходимых условия для того, кто ищет и желает увидеть лицо Божие. Мир является основанием, на котором совершается [наше] освящение.

Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце, омраченное враждой к ближнему. Так что быстрее помиримся с нашим братом, чтобы не лишать себя благодати Божией, которая освящает наши сердца.

Кто в мире с самим собой и в мире со своим соседом, тот в мире и с Богом. Такой человек наполняется святостью, потому что Сам Бог пребывает в нем.

Благодарение

Христианин должен прославлять Бога и телом и душою. И то и другое принадлежит Богу, поэтому у нас нет права употреблять их бесчестно, но надлежит пользоваться ими как освященными и святыми, с большой благодарностью.

Всякий, кто помнит, что его душа и тело принадлежат Богу, имеет благоговение и мистический страх о них, и это помогает ему хранить их незапятнанными и чистыми от скверны, пребывая в постоянном общении с Тем, от Кого они освящаются.

Человек прославляет Бога своим телом и душою, во-первых, когда помнит, что они освящены Богом и соединены с Ним, а во-вторых, когда обращает к Богу решимость своей воли чтобы всегда творить Его благую и святую волю. Такой человек живет не для себя, а для Бога. Он обретает Царство Божие на земле. Он прославляет Бога и словами и делами своими, ибо то, что сделано [христианином] ради блага других, прославляет имя Божие. Жизнь [такого человека], просвещенная божественным светом, сияет все ярче, так что даже становится путеводителем к Богу для тех, кто еще не встречался с Ним.

перевод с греческого
монахини Дионисии (Вихровой)
и диакона Георгия Максимова

Полный текст на портале Азбука.ру