Слово 1. Об отречении от жития мирского
5. Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное.
Слово 2. О беспристрастии, то есть отложении попечений и печали о мире
6. Видел я весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, не доступную для мирских людей и не имеющую смрадной влаги тщеславия.
Слово 3. О странничестве, то есть уклонении от мира,
а также о сновидениях, бывающих новоначальным
1. Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию.
4. Многие, покусившись спасать вместе с собою нерадивых и ленивых, и сами вместе с ними погибли, когда огонь ревности их угас со временем. Ощутивши пламень, беги, ибо не знаешь, когда он угаснет и оставит тебя во тьме. О спасении других не все подлежим ответу.
9. Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича.
Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании
48. Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом.
53. Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ей от согрешений как бы уздою.
85. Усердно пей поругание как воду жизни от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти..
Слово 5. О попечительном и действительном покаянии
1. Покаяние есть возобновление крещения.
31. Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким.
38. Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших.
Слово 8. О безгневии и кротости
2. Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных людях бывает бесконечное желание похвалы.
14. Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость.
Слово 18. О нечувствии
4. Видал я много таких людей, которые, слушая слово о смерти и Страшном Суде, проливали слезы, а потом, когда слезы еще были в очах их, со тщанием спешили на трапезу.
Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании
2. Боязливость есть младенческий нрав в старой тщеславной душе.
6. Все боязливые тщеславны, но не все не боящиеся смиренномудры, ибо случается, что и разбойники и гробокопатели не боятся.
7. Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле.
11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
Слово 22. О многообразном тщеславии
5. Тщеславие радуется обо всех добродетелях. Тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, — опять тщеславлюсь, считая себя мудрым.
6. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям.
17. Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?), но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.
20. Когда бес тщеславия видит, что некоторые приобрели хотя несколько мирное устроение, то тотчас побуждает их идти из пустыни в мир и говорит: «Иди на спасение погибающих душ».
38. Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.
42. Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.
Слово 23. О безумной гордости
4. Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость.
7. Монах высокосердный не может иметь послушания.
11. Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее.
16. Крайнее безумство — гордиться Божиими дарованиями.
31. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.
37. Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога, ибо суетно для такого спасение человеческое.
39. От скверной гордости рождается несказанная хула
Слово 24. О кротости, простоте и незлобии,
которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве
25. Кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение.
26. Лукавый есть лживый провидец, который думает, что он из слов может разуметь мысль других, и по внешним поступкам — сердечное расположение.
33. Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им спасение и незлобие.
Слово 25. Об искоренителе страстей — высочайшем смиренномудрии,
бывающем в невидимом чувстве
17. Где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны.
18. Одна только добродетель смиренномудрия такова, что бесы подражать ей не могут.
Слово 26. О рассуждении помыслов, страстей и добродетелей
25. Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравой.
58. Часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовью — блуд, с рассуждением — коварство, с мудростью — хитрость, с кротостью — тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание, с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостью — возношение, с надеждою — ослабление, с любовью — опять осуждение ближнего, с безмолвием — уныние и леность, с чистотою — чувство огорчения, со смиренномудрием — дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие.
214. Как вода стесняемая поднимается вверх: так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается.