В день святых апостолов Петра и Павла мы празднуем память Паисия Святогорца. Сегодня 30 лет со дня его блаженной кончины.
Апостол Павел
Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
Апостол Пётр
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа…, так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
Преподобный Паисий Святогорец
“Воскресения день” и “Пасха, Господня Пасха” (слова первого ирмоса канона на Святую Пасху) – так кратко можно описать каждый день жизни преподобноо Паисия в келье Честного Креста. Сея с терпением свои аскетическкие подвиги в прежние годы, он пожинал ныне плоды радования. В “малом раю” нищей афонской кельи Бог питал преподобного отца неземными радостями, и он часто находился в состоянии “божественного сумасшествия”. В одном из писем она рассказывал так: “У меня тоже есть малый опыт духовного безумия. Причина того, что человек духовно сходит с ума, – в божественном рачении. Сходя с ума духовно, человек становится олухом Царя Небесного и не хочет думать ни о чём, кроме Бога, кроме божественного, духовного и небесного. Будучи божественно влюблён в то, о чём ему хочется думать, человек пламенеет изнутри, сладким пламенем пламенеет, и его внутреннее состояние славословия Бога “пробивается” наружу в странных, но совершаемых в рамках божественного благочестия поступков”.
Находясь в этом состоянии, преподобный отец чувствовал себя “уже непригодным” для временной, земной жизни. Он говорил: “Когда человека охватит пламя божественнной любви, то он уже и не спит, и не ест. Он всё время молится,подвизается, без конца делает поклоны, и небесная теплота питает его лучше, чем земная пища и отдых. А если люди просят его куда-то пойти и что-то сделать, то он прилагает огромные усилия, чтобы выйти из этого состояния, но всё рано не может, и у него опускаются руки… И тогда он уходит ещё глубже в пустыню, чтобы его не нашли и не отрывали от главного”.
Только вот сам отец Паисий, несмотря на то что всем сердцем этого желал, “уйти глубже в пустыню” уже не мог. День ото дня его имя привлекало в каливу на Капсале всё больше и больше людей.
Источники:
Апостола Павла послание к Филиппийцам, глава 1
Апостола Петра второе соборное послание, глава 3
Житие преподобного Паисия Святогорца. Глава IX, В пустыне и вместе с людьми. Орфограф, 2021