Днём в Великую Пятницу служат одну из самых прекрасных служб богослужебного года. В самом начале, перед выносом Плащаницы — вышитой иконы с изображением умершего Христа — звучит знаменитая стихира «Тебе одеющагося светом яко ризою»:
Тебе, одеющагося светом яко ризою,
снем Иосиф с Древа с Никодимом,
и видев мертва нага непогребена,
благосердный плач восприим, рыдая глаголаше:
«Увы мне, сладчайший Иисусе,
Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся,
и земля страхом колебашеся,
и раздирашеся церковная завеса:
но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть…
Како погребу Тя Боже мой,
или какою плащаницею обвию?
Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу?
Или кия песни воспою Твоему исходу Щедре?
†
Величаю страсти Твоя,
песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый:
Господи слава Тебе!»
В рукописях эта стихира может иметь разночтения: например, вторая строчка «снем Иосиф с Древа с Никодимом» может заменяться большим фрагментом, содержащим поэтическое описание того, как прав. Иосиф Аримафейский просил у Пилата отдать ему Тело Спасителя:
… плотию умерша узре Иосиф,
вшед нощию к Пилату, моляся и кланяяся,
телесе прося святаго Твоего:
«Даждь ми тело Сына Девича, без Отца рождшагося,
даждь ми тело Распятаго на Кресте,
даждь ми Тело Творца моего же и вашего,
уже бо вам нет пользы от мертваго тела…», —
и изыде, радуяся, одарен.
И пришед ко Кресту со Никодимом…
Также перед завершением стихиры — там, где стоит знак † — могли добавляться слова:
… Распинаешися за мир!
Ов бо Тя от иудей заушаше бренною рукою,
другий же от них, распинаше, похуляше Тя,
ин же от беззаконных оцта и желчи напоиша Тя,
насыщшаго манны человеки —
аз же Тя снемлю, грешный Иосиф.
Иже вся претерпевый — и се претерпе,
благий Человеколюбче…
Затем Плащаница выносится из алтаря священником и совершается крестный ход. Молитвословие «Тебе одеющагося светом, яко ризою» призывает людей, пришедших на богослужение, стать похожими на учеников Христа — проявить к Нему милосердие и любовь.
Источник: телеграм-канал Индиктион – свящ. Михаил Желтов. Пояснения к службам праздников.