7 января 1919 (25 декабря 1918) года
Воспоминаем, как почти две тысячи лет тому назад была возвещена великая радость всем людям, ибо родился нам в Вифлееме Спаситель наш, и ангелы воспели с неба: “Слава в вышних Богу, на земле мир и в человеках благоволение.” Как дивно это все, и как далеко от нас. Увы, братие, мир и благоволение опять отлетели на небо от грешной земли! Вся страна наша в язвах, и сердце исчахло! От подошвы ног до темени головы нет у нас здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Земля наша опустошена, города сожжены огнем, поля в ваших глазах съедают чужие, все опустошено и все разорено! (Ис. 1, 5-7) И отчего все это? И за что наказует нас Праведный Судия? Оттого что не родился в сердцах наших Христос, не изобразился Он еще в нас (Гал. 4, 18)3. Великое дело искупления и спасения рода человеческаго не мог совершить никто из людей, ни все человечество, а только Сам Сын Божий, соделавшись человеком.
Но Бог не спасает человека без самого человека. Сей последний должен сам усвоить спасительный подвиг Искупителя. Для чего ему надлежит изобразить в себе Христа, воплотить Его в сердце Своем, в делах и в жизни, а не ограничиваться только одним названием христианина и одной внешней принадлежностью к Церкви Христовой. Не всяк глаголяй Ми Господи [Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех]. Никогда вас не знал. Если я имею дар пророчества, [и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И] если [я раздам все имение мое и] отдам тело мое на сожжение, [а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы] (1 Кор. 13, 2-3). Что пользы, если имеете веру, а не имеете дел (Иак. 2, 14-16).
Дети Божии и дети дьявола познаются так: всякий не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (1 Иоан. 3, 10-12). Испытайте же сердце свое, что в нем – любовь ли ко ближнему, или же зависть, сварливость и ненависть? Не с этими ли последними чувствами приходите вы и пред Лице Господа, в храм Божий, на праздник. Чрез Исаию говорит Господь Евреям: не могу терпеть ваших праздничных собраний (1, 13-20). Не применимо ли и к нам это обличение? И наши руки исполнены крови особенно в последние годы. То вели мы ожесточенную брань с внешним врагом. А когда устали от сего и казалось надлежит переменить мечи на оралы, и копья на серпы, мы заменили внешнюю брань на еще более постыдную междуусобицу, братоубийство и классовую войну. И задыхаемся, и гибнем не столько от голода и холода, сколько от вражды, злобы и ненависти. К нам приложимы слова Господа Каину: Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли? (Быт. 4, 10).
Опомнитесь, очиститесь и омойтесь. Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды и спасайте угнетенного (Ис. 1, 18-20). И если мы не только мысленно будем воспоминать заповеди Христовы, если мы не только словом будем воздавать за все «слава Богу», но если в сердцах наших изобразится Христос, если Он благоволит возлещи в яслях душ наших, тогда и только тогда настанут давно желанные мир на земле и в человецех благоволение.
25 Дек[абря] П[атриарх] Т[ихон]