Многие важнейшие праздники имеют сопровождающее их воскресенье до или после самого праздника. Это и понятно: воскресенье — обычный день собрания христиан на богослужение, и в такой день можно дочитать те библейские тексты, которые относятся к празднику, но не вошли в его службу; почтить связанных с праздником лиц и так далее.
Причина установления перед Рождеством Христовым не одной, а сразу двух предварительных воскресных памятей (при том, что есть и воскресная память после Рождества) — то есть не только Недели отцев, но и Недели праотцев перед нею, — не только в величии праздника Рождества. Причина еще и в том, что в более древней службе Недели отцев основной акцент стоит на прославлении избранных святых Ветхого Завета: во-первых, Авраама, Исаака и Иакова; во-вторых, пророка Даниила и Вавилонских трех отроков.
Акцент на избранных святых в Неделю отцев заставляет восполнить ее дополнительным воспоминанием всех вообще ветхозаветных святых. Этому и посвящена Неделя праотцев.
Заметен избыток упоминаний пророка Даниила и Вавилонских отроков по сравнению с другими ветхозаветными святыми; с учетом того, что о них же немало будет сказано в службе Недели отцев, а также того, что и сама память пророка Даниила и Вавилонских отроков установлена примерно на эти же дни года и также отличается выдающейся гимнографией, этот избыток делается совершенно очевидным.
Почему же в православной богослужебной традиции сделан столь сильный акцент на Книге пророка Даниила (история о Вавилонских отроках — оттуда же) в предрождественский период?
Во-первых, пророк Даниил предсказал явление Сына человеческого. Сам этот титул, столь часто упоминаемый в Евангелии, отсылает к стиху: «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан 7. 13). Далее там же пророк говорит и о том, что Сын человеческий станет царем всего человечества, то есть однозначно говорит о Его мессианстве. Поэтому эти пророчества и вспоминаются до празднования явления миру Царя-Христа.
Не зря Даниил получает от архангела Гавриила уникальный эпитет: муж желаний (Дан 9. 23). В славянском и, далее, русском переводе Библии этот эпитет соответствует греческому переводу Септуагинты: ἀνὴρ ἐπιθυμιῶν. В еврейском оригинале слова “муж” здесь нет, а существительное, хотя и переводится буквально «желания», по смыслу означает «красоту», «ценность» и «любовь». Иными словами, Даниил особенно любим Богом и очень ценен для Него, как предвестник важнейшего деяния Бога в истории человечества — Боговоплощения.
Во-вторых, пророк Даниил предсказал и само время пришествия в мир Мессии (пророчество о седминах: Дан 9).
В-третьих, в рассказе о Вавилонских отроках в горящей печи отцы Церкви всегда усматривали указания на важнейшие истины христианского Откровения: чудо Боговоплощения, не опалившее человеческую природу; снисшествие к людям Сына Божия (подобно ангелу к отрокам); Воскресение Христово; Церковь как единство верующих, единодушно молящихся и воспевающих Бога; догмат о Самой Пресвятой Троице, изображаемый тройным числом отроков.
Наконец, Книга пророка Даниила является и наиболее апокалиптической из всех ветхозаветных книг. Именно в ней говорится о “мерзости запустения”, указывающей на приближение конца света; образы из пророчеств Даниила встречаются в новозаветной Книге Откровения; само учение Господа Иисуса Христа о конце времен — так называемый малый евангельский апокалипсис — содержит прямые отсылки к Книге Даниила.
В системе церковных праздников есть своя особая память конца света — Неделя о Страшном Суде. Эта память совершается в преддверии Великого поста. Сейчас же, в преддверии последнего, наиболее строгого, периода Рождественского поста Церковь также напоминает нам об этих устрашающих образах.