Неделя сыропустная: Изгнание Адамово.
В богослужении предстоящего воскресенья, в народе известного как Прощеное, воскресная служба соединяется с песнопениями Триоди, повествующими об изгнании Адама из рая.
Все церковные праздники посвящены тем или иным событиям Священной истории. В самом ее начале находятся сотворение мира и человека, а затем — грехопадение первых людей и изгнание из райского сада. Конец же истории — всеобщее Воскресение и Страшный суд.
Страшному суду было посвящено предыдущее воскресенье, завершившее весь годовой круг церковных памятей. А теперь этот круг начинается снова: вспомнив о том, как Адам плакал у врат рая (его плач — «увы мне!» — повторяется в службе Сыропустной недели почти двадцать раз), мы должны и сами встать на путь покаянного плача, который приведет нас к Пасхе.
Одна из первых стихир службы — славник на «Господи, воззвах», — описывает плач Адама так:
Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдaя плaкаше:
«Увы мне, прeлестию лукaвою увещaнну бывшу и окрaдену и слaвы удалeну!»
«Увы мне, простотóю нaгу, ныне же недоуменну!»
«Но, о раю, ктому твоея слaдости не наслаждyся,
ктому не узрю Господа и Бога моего и Создaтеля
— в зeмлю бо пойду, от неяже и взят бех».
«Милоcтиве Щeдрый, вопию Ти: “помилуй мя пaдшаго!”».
ПЕРЕВОД:
Сел Адам напротив рая и, рыдая, оплакивал собственную наготу [либо: лишение <рая>]:
«Увы мне, доверившемуся лукавому обольщению и обворованному, и удаленному [либо: отстраненному от славы!»
«Увы мне, нагому из-за <прежней> простоты, а теперь запутавшемуся!»
«Теперь, о рай, я больше не буду наслаждаться твоей роскошью,
больше не буду созерцать Господа и Бога моего и Создателя
— ведь я уйду <из жизни>: в землю, из которой и был взят».
«<Господь> Милостивый, Щедрый, я восклицаю Тебе: “Помилуй меня, падшего!”»
По ссылке (https://www.youtube.com/watch?v=fwhkC5bBM1Y) можно послушать эту стихиру, распетую византийским распевом.
Кроме темы изгнания Адама, в службе Сыропустной недели есть еще одна —призыв приготовиться к вступлению в Великий пост:
Приспе́ вре́мя, духо́вных подвиго́в нача́ло,
на де́моны побе́да, всеору́жное воздержа́ние,
а́нгельское благоле́пие, к Бо́гу дерзнове́ние:
тем бо Моисе́й бысть Зижди́телю собесе́дник,
и глас неви́димо в слу́хи прия́т.
Го́споди, тем сподо́би и нас
поклони́тися Твои́м Страсте́м, и свято́му Воскресе́нию,
я́ко Человеколю́бец.
(стихира на хвалитех, перевод:
Наступило время [поста]! [Пост] — начало духовных подвигов,
победа над демонами, воздержание, защищающее со всех сторон,
благолепие, [как у] ангелов, право дерзновенно обращаться к Богу.
С его [— поста —] помощью Моисей сделался собеседником Создателя
и, не видя Его, воспринял слухом [Его] глас.
Господи! Будучи человеколюбивым,
сподоби и нас с его [— поста —] помощью
поклониться Твоим Страстям и святому Воскресению)
Еще две стихиры на ту же тему:
По́прище доброде́телей отве́рзеся,
хотя́щии страда́льчествовати вни́дите,
препоя́савшеся до́брым поста́ по́двигом:
зако́нно бо страда́льчествующии, пра́ведно венча́ются.
И восприи́мше всеору́жие Креста́, врагу́ сопроти́вимся,
я́ко сте́ну неруши́мую иму́ще ве́ру,
и я́ко щит моли́тву, и шлем ми́лостыню,
вме́сто меча́ пост, и́же отсека́ет от се́рдца всю зло́бу.
Творя́й сия́, и́стинный прии́мет вене́ц
от Всецаря́ Христа́ в день су́дный.
ПЕРЕВОД:
Открылся стадион добродетелей!
Желающие соревноваться — входите,
записавшись на прекрасное состязание поста,
— ведь те, кто профессионально соревнуются, те справедливо получают венец, —
вот и мы, возложив на себя защищающий нас от всего Крест, давайте сражаться с врагом,
имея несокрушимой стеной веру,
а щитом — молитву, а шлемом — дела милосердия,
вместо меча — пост, который отсекает всякое зло от сердца.
Тот, кто это делает, будет увенчан истинным венцом
[из рук] Христа, Царя всех, в день Суда.
Ада́м из рая́ отго́нится, пи́щи причасти́вся, я́ко преслу́шник,
Моисе́й Богови́дец бысть, посто́м о́чи душе́вныя очи́стив.
Те́мже рая́ жи́телие бы́ти возжеле́вше, измени́мся от неполе́зныя пи́щи,
и Бо́га зре́ти жела́юще, Моисе́йскую четвери́цу десяти́ц пости́мся,
моли́твою и моле́нием чи́сто терпя́ще:
утоли́м душе́вныя стра́сти,
отжене́м плотски́я сла́сти,
ле́гцы к го́рнему ше́ствию пре́йдем,
иде́же а́нгельстии ли́цы немо́лчными гла́сы
неразде́льную воспева́ют Тро́ицу,
зре́ти недоуме́нную добро́ту и Влады́чню.
Та́мо сподо́би нас, Сы́не Бо́жий Жизнода́вче, на Тя наде́ющихся,
ликова́ти со а́нгельскими во́инствы,
ро́ждшия Тя Ма́тере, Христе́, моли́твами,
и апо́стол, и му́ченик, и преподо́бных.
ПЕРЕВОД:
Адам изгоняется из рая, как ослушник, сразу после вкушения им пищи,
Моисей делается боговидцем, очистив постом очи души.
Поэтому мы, возжелавшие стать жителями рая, должны избавиться от не приносящей пользу пищи,
и, стремящиеся узреть Бога, поститься четыре Моисеевы декады,
бескомпромиссно упорствуя в молитве и предстоянии.
Так усыпим же страсти души,
отгоним утучнение плоти,
легкими отправимся в путешествие горé,
где ангельские хоры неумолкающими гласами
воспевают нераздельную Троицу,
чтобы узреть неотразимую и владычественную красоту.
Там удостой нас, Сыне Божий, Жизнодавец, в Тебя верующих,
составить один хор с ангельскими воинствами,
по ходатайствам родившей Тебя Матери,
и апостолов, и мучеников, и преподобных [в греческой Триоди: и всех святых].
Источник: свящ. Михаил Желтов. Пояснения к службам праздников. t.me/indiktion