О грядущем празднике Богоявления (19 января)

Приближается праздник Крещения Господня – Богоявления. День накануне праздника называется сочельником, в сочельник установлен строгий пост. Великое воодосвящение совершается в сочельник в память об освящении воды Господом и в день Крещения – в память самого Крещения. Освящённая в эти дни вода называется Великая агиасма – великая святыня.

Праздник Богоявления был установлен в апостольские времена в честь Крещения Господа, описанного всеми евангелистами. Во время Крещения Господа была явлена тайна Святой Троицы: “И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мк. 1:9-11).

В IV веке (вероятно в 387 году) патриарх Константинополя Иоанн Златоуст в проповеди на праздник Богоявления сожалел о том, что море христиан приходит в храмы только один-два раза в год, сокрушался, что во время Божественной Литургии вместо молитвы люди думают о своих делах (вместо того, чтобы возноситься “на крыльях духа; а мы, подобно змеям, пресмыкаемся во прахе и едим землю”), что подходят к Святым Тайнам с неочищенной совестью и что уходят с Божественной Литургии не дождавшись последнего благодарения – проявляя великое пренебрежение ко Христу. И конечно, святитель объяснял значение праздника Крещения. Вот небольшой отрывок:

…Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, всем известно; а какое это Богоявление, и одно ли оно или два, этого еще не знают; между тем крайне стыдно и весьма смешно – каждый год празднуя этот праздник, не знать повода, по которому он установлен. Поэтому прежде всего необходимо сказать вашей любви, что не одно Богоявление, но два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое – будущее, которое произойдет со славою при кончине [мира]. О том и другом вы слышали сегодня от Павла, который, беседуя с Титом, говорит так о настоящем: “Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке”; а о будущем: “ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Тит. 2:11-13). И пророк об этом последнем сказал так: “Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный” (Иоил. 2:31).
bogojavlenije
Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до этого дня Он не был известен народу…

Из “Беседы о Крещении Господа и о Богоявлении” святителя Иоанна Златоуста (IV век).