Христос воскресе!
Евангелие
В субботу 4 июля на всенощном бдении (на утрене) накануне воскресного дня читается пятое из 11 воскресных Евангелий – от Луки (глава 24, ст.12-35).
Евангелие на утрене читается не диаконом, как на Литургии, а священником, ввиду того, чтобы он «прежде напитал божественным словом тех, которых на Литургии будет питать таинственным хлебом», как поступал и Христос и как повелел Он делать апостолам («шедше научите вся языки, крестяще» — Мф. 28, 19). Священник на Литургии имеет более высокие функции, чем чтение хотя бы то Евангелия. Кроме того, на воскресной утрене Евангелие важнее литургийного, потому что прямо относится к событию воскресения.
(Михаил Скабалланович. Толковый Типикон)
Проповедь архиепископа Иоанна (Шаховского) о пятом Евангелии.
Был уже вечер, когда вошли в Эммаус. Незнакомец остался. Он возлег с путниками-апостолами за трапезу, взял хлеб, благословил его, преломил и подал им… И, вдруг, они увидели перед собой Христа, Господа своего, мертвое Тело Которого было положено в гроб Иосифом. Они – напрягли зрение, и увидели, что никого уже с ними нет. Вставши «в тот же час», говорит евангелист-очевидец, они возвратились в Иерусалим…Читать далее…
Песнопения
Воскресный тропарь, глас 4: | |
Светлую воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость. |
Ученицы Господа (жены-мироносицы), радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, апостолам возглашали, торжествуя: “Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!” |
Воскресный кондак, глас 4: | |
Спас и Избавитель мой из гроба, яко Бог, воскреси от уз земнородныя, и врата адова сокруши, и яко Владыка воскресе тридневен. |
Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день. |