Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая
из Мир Ликийских в Бар — 9 мая по ст. стилю / 22 мая по нов.стилю
Более четверти века[1] Великий угодник Божий Николай возглавлял свою паству в городе Миры в Ликии (провинция Римской империи, Византии, ныне Миры Ликийские – турецкий город Демре) и, достигнув глубокой старости, умер «в возрасте старше 70 лет». Честное тело святителя было захоронено около церкви Святого Сиона, в которой он служил. Над местом погребения была воздвигнута часовня. Обычай погребать людей в храмах возник в конце IV — начале V в., т.е. после смерти святителя. Храм, в котором служил Николай Чудотворец, и часовня были разрушены землетрясением 529 г., и «на средства, выделенные императором Юстинианом», возводятся новый храм и часовня над захоронением святого. C увеличением паломников у «Никольского храма в Мирах формируется монашеская община, первое упоминание о которой встречается в связи с переносом мощей барийцами в XI в.». В 1034 г. сарацины «в очередной раз захватывают город, но церковь остается неповрежденной».
В XI в. обстановка в Византийской империи была неблагоприятна для христиан. Византийский престол после смерти Василия II (1025 г.) занимали слабые, часто сменявшиеся императоры; как раз в это время восточной империи стали грозить серьёзные опасности. В Передней Азии сельджуки совершали свое опустошительное движение на Запад, и к 1081 г. византийцы потеряли всю Малую Азию. На Западе наступали норманны. На протяжении XI века норманны захватывали юг Италии, бывший частью Византии, и в 1071 г. была завоевана «последняя византийская крепость — Бари», что привело к потере влияния города в регионе как столицы византийской провинции в Южной Италии. В связи со сменой политического управления епископ Бари Андрей переходит от Константинопольского патриарха под юрисдикцию Римского папы.
В Европе к концу XI в. усилились призывы на борьбу с неверными. Рассказы возвращавшихся пилигримов вызывали в религиозно настроенных массах западных христиан сильное негодование против сельджуков и сожаление об участи города Миры. На Западе понимали, что христианские святыни в Византии обречены на поругание и уничтожение. Поэтому европейцы, особенно после раскола 1054 г., во время путешествий на Восток считали нормальным похитить святыню и вывезти её к себе на родину. Стремление к захвату как можно большего количества реликвий было не только религиозным рвением, но и политическим расчетом. В Средневековье считалось престижно иметь в родном городе мощи множества святых, которые таким образом становились покровителями города. Они оберегали граждан и были гордостью государства. Никто не обращал внимание на то, каким образом мощи приобретены, главное — ими владеть, а святой будет покровительствовать тому, кому они принадлежат.
В то время многие города, став обладателями мощей святых, превращались в места паломничества, что приводило к экономическому процветанию города. Мы можем предположить, что городская знать решила для возрождения экономического благополучия Бари приобрести мощи какого-нибудь святого, и ее выбор пал на известного и почитаемого Николая Чудотворца из Мир Ликийских. Возможно, это предпочтение было обусловлено относительным удобством доставки святыни. Мощи святого находились на морском пути в Сирию, куда барийские купцы плавали для торговли зерном и тканями.
К этому времени из-за постоянной угрозы от турок, жители Мир покинули старый город и переселились в более безопасное место, находящееся в трех километрах от старых Мир в горах. В самом же храме остаются служить только несколько монахов. В 1086 г. святитель Николай «явился в видении трем человекам, приказывая им объявить жителям города Миры, которые, боясь турок, ушли отсюда на гору, чтобы они возвратились жить и стеречь город, или знали, что он переселится в другое место». Однако жители не вняли предупреждению своего Великого святителя.
В 1087 г. в городе Бар, святитель Николай явился во сне честному и благоговейному священнику и велел: «Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно»[2]. Сказав это, «святитель стал невидим»[3]. Утром в церкви священник поведал клиру и народу о своем видении. Все бывшие в церкви, услышав о видении их пастыря, радостно воскликнули: «Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш, ибо удостоил нас принять мощи Его святого Угодника Николая»[4]. Для исполнения воли Чудотворца «…итальянцы спешно и тайно подготовили целую морскую экспедицию»[5].
Баряне отправились за драгоценными мощами на трех судах. Имена участников экспедиции записаны на пергаменте, который хранится в сокровищнице Никольской базилики Бари. Среди них был Матфей, ставший главным участником похищения. Опасаясь, что кто-нибудь другой сможет их опередить, барийцы предусмотрительно решили скрыть цель своего путешествия под видом торговли зерном и для этого нагрузили свои корабли пшеницей. Первым делом караван из трех судов направился в Миры в Ликии. Барийцы послали в разведку матроса под видом паломника, который сообщил, что «в крепости, где находится базилика святого, немало турок; умер начальник гарнизона, и собрались хоронить его». Барийцы сразу направили свои корабли в порт Святого Симеона в Антиохии, где узнали, что венецианцы направляются в Миры с целью забрать тело св. Николая. Надеясь опередить их, баряне решили немедленно завершить своё предприятие.
11 апреля 1087 г. сорок семь барян, хорошо вооружившись, отправились в храм Святого Сиона, где находились мощи свт. Николая. Добравшись до церкви и спрятав оружие, они «со смирением» вошли в храм, в котором находилось четверо беззащитных сторожей-монахов. Одни из барийцев обратились с просьбой к монахам о выделении им части мира (манны) от мощей святителя Николая, другие стали молиться, изображая паломников. Затем путешественники открыли монахам свой план — перенести мощи чудотворца в Апулию. Возможно, сперва монахи не восприняли намерение посланников из Бари всерьез. Они сказали, что Святой никому никогда не позволял переносить его останки в другое место; даже императору Василию Македонянину пришлось отказаться «от намерения перенести в Константинополь». Но применив угрозы и силу, барийцы узнали место захоронения святителя.
Ломом разбив мозаику на полу, барийцы обнаружили древнюю кирпичную кладку и стали углубляться в землю, пока не обнаружили крышку белого саркофага. Монахи Луп и Гримоальд стали молиться. Барийцы пришли в замешательство и боялись вскрыть гробницу святителя Николая. Откопав до половины крышку саркофага, никто не решался его открыть, «чтобы не превратиться в камень». Матфей ударом молотка разбил мраморную плиту. Когда удалили осколки, обнаружили «внушительных размеров» саркофаг, «полный святой влаги», и почувствовали чудесный аромат. Итальянцы решили, что Угодник Божий согласен на перенесение мощей.
Прозрачная жидкость, выделяемая до сих пор останками святителя Николая, имеет консистенцию, «похожую на воду горного источника», и не оставляет следов на каменном саркофаге в Бари, сделанном из привезенного из Мир Ликийских камня.
Матфей, опустив «правую руку» в жидкость, стал извлекать из гроба мощи и передавать их по частям пресвитерам. Понимая, что время уходит, юноша спрыгнул в раку и, как позже выяснится, раздавил своими ногами часть костей таза святителя. Найдя в гробнице череп, Матфей бережно передал его священникам и вылез из гробницы. В это время «некоторые из стоявших кругом моряков, тайком взяв маленькие частички от святых мощей, скрыли их». Полностью забрать мощи апулийцам не удалось, вероятно, барийцы торопились.
Как только итальянцы «разместили мощи с великим благоговением в очень маленьком деревянном ящике» и начали отдаляться от берега, они увидели бегущих к берегу моря жителей Мир, которые рыдали и бросались в море, хватались за весла с криками: «Отдайте отца нашего и господина нашего!». Барийцы пытались «успокоить» местных жителей тем, что им остался гроб, полный святой влаги от мощей святителя, и чудотворная икона святого Николая. «Теперь воля его уйти отсюда, чтобы и другия части мира просвещать».
Жители Мир вернулись в ограбленный храм и обнаружили, что некоторая часть оставалась погруженной в миро. Опасаясь новых нападений и грабежей, они приняли решение снова сокрыть святые останки под пол, что и было выполнено. Возможно, для того чтобы предотвратить последующие попытки хищения мощей и запутать будущих святотатцев, местные жители решили выставить у храма поврежденный саркофаг, взятый с «царского некрополя, расположенного вдоль дороги в порт Андриаке». Они выдавали его за гроб святого Николая, ограбленный барийцами, внутрь которого поставили сосуд с миром от мощей святителя Николая. Этот обман нашел продолжение и в наше время. Данный саркофаг до сих пор демонстрируют в храме-музее современного города Демре, выдавая за настоящую гробницу Николая Чудотворца. Археологические исследования показали, что святитель не мог быть захоронен или перезахоронен в данной галерее и в саркофаге, ранее принадлежавшем язычнику.
Сначала барийцам помогал плыть попутный ветер, но вскоре усиливающийся ветер направил корабль к городу Патары, родине святителя Николая. Измученные непогодой моряки решили, что святитель не дает благословения на путешествие. Некоторые из моряков предложили оставить мощи в Патарах или вернуть в Миры. Один из членов команды предположил, что часть мощей могла быть похищена во время поднятия мощей в храме в Мирах. Командиры кораблей с этим согласились и решили собрать всех участников компании, обязав поклясться на Евангелии, что не спрятали у себя частиц от святых мощей Николая Чудотворца. Пятеро из моряков признались в утаивании некоторой части останков святого при извлечении их из саркофага в Мирах. Так, «Гримоальд сознался, что присвоил два зуба»[70] святого. «Тут все отдали свое обратно и восполнили все члены, каждый принеся, что взял»[71]. Утром буря улеглась, и ветер поменялся на благоприятный для плавания. Барийцы поняли, что их священный долг — доставить в Бари мощи святого в целости.
8 мая корабли прибыли в Бар, и радостная новость о прибытии мощей «повергла весь город в смятение и восторг. Население всех возрастов и обоих полов стекалось в порт»[74], чтобы стать свидетелем чрезвычайного события. На следующий день, 9 мая (22 мая по новому стилю), мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. 8 июля был заложен новый собор святого Николая – специальной для хранения мощей святителя. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма во имя святого Николая, и 1 октября 1089 г святые мощи были торжественно перенесены в крипту, где и хранятся поныне. Строительство базилики святого Николая продолжалось по 1105 год.
Папа Урбан назначает на 1090 г. первое празднование перенесения мощей, а в 1092 году этот праздник появляется на Руси. По российской народной традиции праздник «Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари» называют “Никола Вешний”. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая. В печатный календарь эта память была внесена благодаря преподобному Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая.
Вторые мощи святителя Николая
Спустя 8 лет после описанных событий по переносу мощей, в 1095 году Пётр Амьенский выступил в базилике свт. Николая в Бари с проповедью Первого Крестового похода. Папа Урбан II благословил поход для освобождения Святой Земли от неверных. Венецианцы также решили принять в нем участие. В напутственном слове венецианский патриарх выразил надежду, что рыцари не только помогут освободить Гроб Господень, но и привезут в Венецию великие святыни, и желательно не только из Иерусалима, но и из Мир Ликийских. Так как мощи Покровителя моряков – святителя Николая обязательно должны находиться в Венеции.
30 мая 1099 г., через несколько дней после битвы с пизанцами у острова Родос, венецианцы прибыли к Ликии. Здесь сопровождавший их епископ Энрико Контарини, помолившись, приказывает капитанам кораблей пришвартоваться в бухте недалеко от Мир. Немногие жители Мир, узнав об огромной вооруженной эскадре, бегут из города в горы. Высадившись на берег, большой отряд солдат идет прямо в храм, где «захватили только четырех сторожей церкви». В ответ на расспросы о том, где лежит тело святого Николая, монахи показали сломанный саркофаг у стены, из которого якобы десятилетием ранее «баряне взяли часть мощей». Обыскав гробницу, венецианцы не нашли в ней мощей, а только воду и масло. Разъяренные солдаты стали крушить церковь. Епископ Энрико Контарини, понимая, что поиски не приносят результата, отдал приказ допрашивать монахов церкви об истинном месте мощей Николая Чудотворца. Не выдержав пыток, один из сторожей, «чрезмерно мучимый», попросил передать епископу, что он готов открыть тайну, «плачевную для греков и вечнопамятную для венецианцев». Монах указал на алтарь святого Иоанна. Там хранились мощи двух святых — Николая и священномученика Феодора – «предместников блаженного Николая». Тут же алтарь был разрушен, и извлечены три кипарисных ящика, которые сейчас же отнесли на галеры венецианцев.
Часть отряда задержалась в храме, осматривая его для возможного ограбления, и «почувствовала чудесный аромат». Некоторые из местных жителей вспомнили, что местный архиепископ в дни памяти святителя Николая совершал богослужение не в приделе Чудотворца, а «поставив треножник на ровном месте над телом святого» в другом помещении храмового комплекса. Увидев на своде комнаты икону святителя Николая, крестоносцы поняли, где находятся мощи великого Чудотворца.
Венецианцы, вернувшись с кораблей, вскрыли несколько уровней пола и обнаружили спекшуюся «смесь металла и битума», содержащую в себе святые мощи. Поскольку барийцы двенадцать лет назад забрали большую часть мощей из гробницы, миро, обильно источавшееся ранее, выделялось в совсем малых объемах. За годы нахождения в гробнице и под влиянием особенностей климата южного региона манна высохла и приобрела твердую кристаллическую консистенцию. Епископ Энрико Контарини вынужден был выламывать кости святого, что приводило к их дроблению. Не имея достойного ковчега для мощей, он сложил их в свой головной убор. С мощами лежал медальон, надпись на котором гласила: «Здесь покоится великий Николай, славный чудесами на земле и на море».
Энрико Контарини послал в храм один из ящиков с алтаря святого Иоанна с сотней золотых монет, для «устранения ущерба, нанесенного храму». По окончании крестового похода корабли, пройдя около полутора тысяч миль, прибыли в Венецию 6 декабря 1101 г. После торжественной встречи эскадры мощи святителя Николая были положены в хорошо охраняемой башне «малой церкви, что на берегу». Опасаясь за сохранность мощей, венецианцы выставили усиленную охрану. Позже, в 1628 г., мощи разместили над престолом в храме святителя Николая в бенедиктинском монастыре на острове Лидо.
Экспертиза
Истории эти произошли довольно давно. Но на целые столетия оставался открытым вопрос, у кого же все-таки находятся мощи святителя? Ведь жители Венеции, равно как и жители Бари, на протяжении столетий уверяли: мощи целиком находятся именно у них. То есть либо в Бари, либо в Венеции. Загадку решились разгадать в 1953 году в Бари. С этой целью в качестве главного эксперта епископом города был приглашен профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино.
Результаты были поразительны, они полностью подтвердили описание обретения мощей Николая Чудотворца, показали, что многие косточки, тонкие от времени, сильно повреждены из-за неудачного падения на них матроса Маттео. Но самое поразительное, что официально была подтверждена мироточивость мощей. Тонкие косточки буквально плавали в миро. Тщательно разложив все косточки по порядку, профессор обнаружил, что значительной части мощей не достает. Первое подозрение о том, где находится вторая часть, пало на Венецию.
Господь подарил долгие годы жизни профессору анатомии Луиджи Мартино. Ведь только в 1992 году состоялось самое тщательное исследование мощей Святителя Николая в Венеции. Открыв ковчег, комиссия увидела множество разных костей, а так же камень черного цвета, с надписью на греческом языке: «Мощи Святого смиренного Николая». Когда профессор Мартино тщательно исследовал и сопоставил результаты с ранее полученными в Бари, он пришел к заключению, что мощи, находящиеся в Венеции, дополняют сохраняющиеся в Бари.
[1] «Избрание святителя Николая архиепископом города Миры относится приблизительно к 300 г.» (Бугаевский А.В., Владимир Зорин, архим. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Великий Чудотворец: его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим, латинским и славянским рукописям (далее — Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийские, Великий Чудотворец…). М. 2001. С. 18). Святитель был схвачен, подвергнут пыткам и брошен в темницу, где провел довольно продолжительное время — с начала гонений Диоклетиана (302 г.) до его освобождения в 311 или 313 г. (см. там же. С. 22). Таким образом, святитель носит титул Архиепископа Мир Ликийских в течение 35 лет, 11 из которых он провел в заключении. Фактически на кафедре он находился с 300 по 302, и с 311 по 335 г.
[2] «Троицкий список жития святителя Николая Мирликийского» (цит. по: Святитель Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии. М., 2006. С. 370).
[3] Жития святых… св. Димитрия Ростовского. Кн. 9. Месяц Май. М., 1908. С. 295.
[4] «Троицкий список жития святителя Николая Мирликийского» (цит. по: Святитель Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии. М., 2006. С. 370).
[5] Старшов Е.В. Православные святыни юга Турции. М., 2010. С. 18.
Источники:
- Диакон Дионисий Куприченков. История мощей святителя Николая Мирликийского, портал Азбука.ру
- журнал Фома
- портал Сретенского монастыря Православие.ру