Толкование второй паремии в день Святой Пятидесятницы

Пророк Иоиль
Пророк Иоиль
Книга пророка Иоиля (II, 23—32)

Так говорит Господь: чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Моё, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

СаранчаВо второй паремии* вспоминаются слова пророка Иоиля, обращенные к сынам Израилевым в трудное время, когда засуха и саранча убили посевы и грозили голодом людям. Бог допускает страдания для того, чтобы в беде люди подумали о Нем. Это принудительная мера, вынужденный пост, который как-то еще способен заставить людей обратиться к Богу. Пророк обещает такой урожай в плодородный год, каких не было несколько лет. Бог этим хочет не столько возместить прошлое, сколько укрепить веру в людях, которым Он хотел бы дать не только обилие плодов земных, но и изобилие даров Св. Духа. Апостол Петр вспоминает слова пророка и относит их к моменту сошествия Святого Духа в Новозаветной Церкви в день Пятидесятницы. Господь обещает «излить от Духа Своего на всяку плоть», то есть дать дары Св. Духа всем людям, вне зависимости от принадлежности к избранному народу, без различия возраста и пола. Все получат возможность восторженно восхвалять Бога, наставлять, а когда надо — и предсказывать будущее, открывать тайное. Уже в первые века христианства многие были отмечены дарами Св. Духа.

Самое существенное и страшное пророчество, о котором говорится здесь — это о пришествии дня Господня, то есть последнего Суда. На земле ему будут предшествовать и кровопролитные войны, и землетрясения, и стихийные бедствия. На небе знаменует близость Страшного Суда затмение солнца и луны. Знамения эти вспомнили апостолы в день Пятидесятницы. Мысль о Суде не может не поражать страхом, но страх этот не всякого будет сковывать. От него будет свободен всякий, кто призовет имя Господа. Это не значит просто языком или мысленно призывать Бога, но, главное, исповедовать Бога жизнью по вере, по заповедям Божиим. Это подтверждает и Господь в Евангелии: «Не всякий, говоpящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф. VII, 21).

В день Сошествия Св. Духа исполнилось пророчество об излиянии на верующих благодати Святого Духа, потому эти слова и читаются в праздник Пятидесятницы.

Источник: Православие.ру


* Паремии́ (или паримии, от греч. притча) – отрывки из Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).

В паремиях должна быть преобразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты. Например, в навечерие Рождества Христова среди паремий читается пророчество из книги пророка Исаии (7:10-16; 8:1-4, 8-10) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паремий говорится о лествице (Быт. 28:10-17), виденной Иаковом.
Читаются паремии чтецом или диаконом.

Число паремий различается на разных богослужениях от 1 до 8, на утрени Великой Субботы читается 15 паремий.

Паремии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение паремии.

Славянская богослужебная книга, содержащая подборку паремий, называется «Паримийник».

Источник: Православная энциклопедия “Азбука веры”