Ростов Великий. версия 3

Ростов Великий с перваго посещения оставляет глубокое неизгладимое впечатление, и оно не умаляется, а растет с каждым новым посещением.

Сергей Дм. Шереметев

Поезд Моска-Ярославль быстро домчал меня в Ростов Великий, один из древнейших городов России, расположенный примерно в 200 км к северо-востоку от Москвы. На вокзальной площади изучаю стенд с планом города и изумляюсь: в центральной части города — музей-заповедник Кремль, а на всем протяжении береговой линии озера Неро — монастыри, храмы, музеи и другие достопримечательности — всего 326 памятников архитектуры(!), в общем, понимаю, что за один приезд всего не охватить.

Варницы

Теперь надо определиться на проживание… Сажусь на автобус и еду в Троице-Сергиев монастырь, что в Варницкой слободе. Дорожный поворот открывает вид на монастырь: белостенный с красными сводами, золотыми и зелеными куполами, словно Корабль спасения, плывущий в просторе полей.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Успеваю на окончание вечерней службы в главный собор обители — Троице-Сергиев. В храме просторно, высокий светлый иконостас, большая икона прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей.

Варницкий монастырь был основан в 15 веке и возведен на том самом месте, где некогда находился дом преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия. Монастырь «не был ни богат, ни знаменит, и теплился, как тихая лампада, обозначая и охраняя место, где родился и вырос преподобный Сергий».[1]

 

И вспоминается эпизод из жизни отрока Варфоломея.

Однажды случилось так, что жеребята из табуна разбежались по окрестным березнякам. Неровен час и волки нападут на них, да и болота кругом — увязнут. Отец будущего святого, а тогда отрока Варфоломея, боярин Кирилл, был человеком знатным, но нрав имел простой и от крестьянского труда детей своих не ограждал. Знал отец, что лошадей мальчик любит, да и что впустую дома сидеть…; послал на поиски жеребят своего среднего сына Варфоломея. Тем более, что с учебой у Варфоломея ну совсем не ладилось — не давалась грамота парнишке, хоть плачь. Так он и плакал… втайне от отца, спрятавшись за печкой.

И именно тогда, ведя жеребят домой, встретил отрок старца в монашеском одеянии и уговорил его зайти в гости. Родители обрадовались святому страннику, пригласили к обеду. Старец же дал в руки отроку книгу с молитвами и велел читать. И…чудо — молитва полилась и полилась.без единой запинки.

Сергий Радонежский вошел в народную память с высоким званием игумена земли Русской, а начало этому было положено на этих ростовских лугах, где была услышана возносимая к Богу искренняя детская молитва.

Место встречи отрока Варфоломея с святым старцем

На сайте монастыря — вся непростая история обители: о разорении ее поляками, почти полном разрушении большевиками, долгом пути восстановления и о сегодняшней жизни. К примеру, в 2002 году в Варницкой слободе начала работу православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского. В 2005 году в самом монастыре открыто отделение гимназии с пансионным проживанием для учеников X — XI классов. Эта гимназия-пансион имеет высокую оценку и широкую известность.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

В 40 мин. хода от Варниц находится Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Поэтому весьма возможно совершить туда пешее паломничесто, пройдя по Угличскому тракту, затем по живописной городской улочке, спускающейся к озеру Неро.

На берегу озера вырастает ввысь белыми стенами, так красиво и так естественно возведенная промыслом Божиим и руками человека, величественная Яковлевская обитель, зеленью куполов перекликаясь с мягкой зеленью травы и отражаясь в серебристой глади огромного озера.

Древняя и богатая событиями история обители насчитывает свыше шести веков. Основанная в конце 14 века епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг., обитель со временем приобрела известность и духовную ценность на Руси.

Вот что пишет в своих путевых заметках государственный деятель, меценат, библиофил, собиратель художественных коллекций, граф Сергей Дмитриевич Шереметев:


Ростов Великий — город по преимуществу отдаленных и крепких преданий. Святители его издревле славились своими подвигами, своею ученостью и самостоятельностью. Кафедра митрополии выделялась иерархами деятельными и непреклонными. …будущий Патриарх Филарет Романов был митрополитом Ростовским. Здесь прославился сын Саввы Туптало — Святитель Димитрий.

Под серебряным тяжелым навесом покоятся мощи Святителя (Димитрия), ревностного поборника Православия, «звезды Российской, от Киева просиявшей.»

С особенным чувством поклонился я гробу старца о. Амфилохия, когда-то гробового монаха, человека замечательного святостью жизни. Тут же рядом и архимандрит Иннокентий. Он долгое время был Настоятелем Яковлевского монастыря и пользовался уважением и известностью.

Такими старцами поддерживалось значение монастырей. У нас на Руси не было замков и рыцарей; но и мы богаты преданиями, сказаниями и былинами. У нас были центры просвещения и умственной жизни, но они же были центром высоких подвигов, молитвы, смирения и труда. То были наши многочисленные обители, сослужившие великую, незабвенную службу отечеству. Отсюда распространилось слово Божие, но не огнем и мечом, а делами добра и милосердия. [2]

В советский период обитель очень пострадала: «за первое послереволюционное десятилетие <монастырь> пережил … вскрытие мощей святых и судебный процесс над настоятелем, изгнание монашествующих и устройство в обители тюрьмы. Наконец, в 1929 г. он был окончательно упразднен»[3].

Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Восстановлен монастырь был в 1991 г., став крупнейшим духовным центром не только города, но и всей епархии.

 

(слайдшоу- Спасо-Яковлевский м-рь, кроме фото 2 и фото Крест)
(видео- певчие)

Рядом с монастырем на берегу озера установлен деревянный восьмиконечный Крест на месте разрушенного храма св. Архистратига Божия Михаила, основанного священномучеником Леонтием, епископом Ростовским.

Поклонившись Кресту, иду вдоль озера в сторону Ростовского кремля. День солнечный, ясный, теплый, любуюсь озером.

Таинственное и гладкое озеро Неро придает городу особую жизнь и строгую содержательную красоту.

С озера вид на Ростов с его Кремлем, собором, монастырями и многочисленными церквами- поразительно хорош. Как бы на страже его, у самого берега озера, с противоположных концов возвышаются монастыри Спасо-Яковлевский и Авраамиев. Еще далее виднеется монастырь Св. Петра Царевича Ордынского.[4]


Иду дальше и дохожу до второго Креста и часовни равноап. князя Владимира. На Кресте высечены слова:

Боже великий сотворивый небо и землю

Призри на новые люди своя и даждь им

Познать совершенно Тебе истиннаго Бога

И утверди в них веру праву и несовратну

Помози Господи на сопротивнаго врага

Да надеясь на Тя и на Твою державу

Сокрушатся козни его под знамением

Силы Креста Твоего и прославится

Имя Твое по всей Руси.

Ростовский кремль

Поклонившись Кресту, поднимаюсь вверх от озера к стенам Ростовского Кремля. Кремль потрясает своим величием…

митр. Иона

Основатель кремля — митрополит Иона Сысоевич, «знаменитый церковный деятель XVII в., управлял одной из богатейших митрополий страны — Ростово-Ярославской около 40 лет, с 1652 по 1690 г. Он пользовался огромным влиянием в своей епархии, обладал немалыми материальными возможностями, что позволило владыке с необыкновенным блеском проявить данный ему талант архитектора». Митрополит Иона прославился как «неутомимый труженик, большой знаток и любитель строительства. Преосвященный зодчий украсил свою митрополию великолепнейшими по времени зданиями и храмами. Исследователями подсчитано, что в Ростове и окрестностях владыка построил 14 храмов. Самое знаменитое творение митрополита Ионы — ансамбль Ростовского Кремля»[5].

В один из солнечных деньков мне удалось заказать экскурсию по переходам Кремля и прослушать интереснейший рассказ научного сотрудника музея Татьяны Львовны, о том, что Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг. по единому замыслу митрополита Ионы.

Архитектурный ансамбль кремля делится на три функциональные зоны: собственно Архиерейский двор, примыкающую к нему с севера Соборную площадь с Успенским собором и с юга — Митрополичий сад.

 

Успенский собор — самый древний храм Кремля. Основан в 991 году, в период крещения Руси. Современное здание собора датируется 1508–1512 годами. Его венчают пять мощных глав. В 1314 году здесь был крещён младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

Слушая повествование Татьяны Львовны, мы поднялись в собор, помолились и приложились к мощам священномученика епископа Ростовского Леонтия. Святитель Леонтий — один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской, был пострижеником Печерского монастыря. Проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества прп. Антония и Феодосия Печерских. В Ростовской земле, населенной в то время языческими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление.

Замечательно то, что к святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало Святое Крещение. Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 го­ду он был убит язычниками по указанию волхвов.

Тело святителя было погребено в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по велению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, — сказано в его житии Никоном летописцем, — в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло, и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов.

С Соборной площади можно подняться на звонницу Успенского собора с пятнадцатью колоколами, отлитыми московскими и ростовскими мастерами в 17–19 вв. Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется «Сысой»: названный в честь отца митрополита Ионы. Второй по весу (1000-пудовый) зовётся «Полиелейным», так как созывает на полиелейные церковные праздники. … «Лебедь», «Голодарь» (используемый в дни Великого поста), «Баран», «Красный», «Козёл», «Набатный»…

(видео- звоны Кремля с 1–6 -Успенская звонница (нарезка-на твое усмотрение, в.т. ч. -последовательность видео)

С Соборной площади мы проходим на Архиерейский двор через Святые врата. Около 1670 г. над Святыми вратами возводится надвратная церковь Воскресения Христова с двумя крепостными башнями. «Облик церкви Воскресения поражает контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха Храма с нижней его частью в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами и большим живописным киотом» (сноска 6), что осмысливалось символически, как выражение горнего и дольнего. Таким образом «в ростовской сакральной топографии, сформированной митрополитом Ионой, для входящего в Ростовский кремль ясно обозначалось движение от смерти к жизни» (сноска 7) — путь от Успенского собора через Святые ворота в Царствие Небесное.

Да и весь ансамбль архиерейского двора создавался владыкой Ионой как земной образ горнего Иерусалима, в соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями и роскошным садом, подобием райского. А в центре — широкое зеркало пруда, как символ реки вечной жизни.

 

(Слайдшоу Владычный двор, кроме 5, 8, 11, 12)

ц.Спаса на сенях

На архиерейском дворе возвышается большой корпус митрополичьих хором, предназначавшийся для жительства митрополита, затем в том же ряду — Государские хоромы, или «Красная палата» с великолепным крыльцом, увенчанным двумя шатрами. Здесь останавливались русские императоры и цари, последним из них стал страстотерпец Николай Александрович. Он совершил прогулку по переходам, осмотрел все кремлевские церкви, поднялся на одну из башен, откуда «любовался чудным видом на город, озеро и окрестности», слушал концерт знаменитых ростовских звонов — старинных и праздничных. Комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа (Спаса на сенях) строился как домашний храм митрополита Ионы.

(Фото- 12 из папки Вл. двор)

Гостиница

В корпусах между Водяной и Дровяной башнями находились сушила, пивоварня, многочисленные кладовые палаты, поварня и приспешня (пирожная). В здании гостиницы Дом на погребах размещались жилые кельи митрополитов. Интерьеры жилых покоев были богато украшены, стены были расписаны маслом различными орнаментами и композициями. Имея в Кремле такие прекрасные многочисленные каменные постройки, митрополиты Ростовской земли предпочитали жить именно в этих деревянных покоях.

Митрополит Димитрий Ростовский также жил в этих покоях. Вероятно здесь святитель заканчивал труд всей своей жизни — знаменитые Четьи-Минеи — свод Житий всех святых, а также написание театральных действ.

Одно из последних сооружений архиерейского двора — надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.). Это, пожалуй, самое совершенное произведение ионинских мастеров. Храм «как бы весь устремлен вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема».

ц. Иоанна Богослова

ц. Одигитрии

 

(видео из папки звоны Кремля -7)
Последним самостоятельным сооружением Кремля стала церковь Одигитрии. Ей приданы черты стиля «московское барокко».

C юга к архиерейскому двору примыкает Митрополичий сад, имеющий крестообразную планировку. Сад — уникальная экспозиция под открытым небом и «единственный в России реконструированный средневековый сад архиерейской резиденции.” (сайт РК) «Сад в длину пятдесят пять саженей, поперег тритцат саженей, а в нем древа яблони, груши, вишни и иные деревья садовые”.

В одной ограде с садом находился Аптекарский огород, в котором сегодня выращиваются овощные и ягодные культуры, пряные и лекарственные травы, возделывание которых практиковалось в России 17–18 веков. Из описи Ростовского архиерейского дома 1701 г. известно, что в восточной части сада располагался хозяйственный «дровяной двор», а в западной — Григорьевский монастырь, от которого до нас дошла церковь Григория Богослова: «на монастыре братских три кельи, меж ими двои сени з засеньем».

Неспешно прогуливаюсь по садовым дорожкам. Ветви яблонь гнутся под тяжестью плодов… А воздух! Воздух напоен сладким яблочным ароматом. Срывать плоды не разрешается, но можно отведать. Пробую яблочки — вкус поистине райский!

(слайдшоу- Митрополичий сад)

В Ростовском Кремле ежедневно проводятся экскурсии. А в выходные дни он наполняется большим количеством людей со всех концов нашей страны, и из дургих стран европейцами, азиатами. Прямо какое-то коловращение народов… слышится речь английская, немецкая, испанская, японская… Иностранцы посещают богослужения, пытаются прослушать проповедь священника… Все это смотрится очень трогательно. Симпатичные испанские паломницы c радостью согласились сфотографироваться по моей просьбе.

Музей Ростовского кремля

Музей Ростовского кремля — один из старейших музеев России.
Он был основан в 1883 году и сегодня насчитывает более 70-и тысяч экспонатов, посвященных истории и культуре России.

1. Экспозиция “Образ Креста в русской культуре”.

Экспозиция представляет Крест как главный символ русского мира.
Здесь представлены храмозданные, закладные, напрестольные, нательные кресты и паломнические реликвии и многое др.
(слайдшоу)

Традиция использования Креста в качестве государственной награды демонстрируется на примере портретов церковных и государственных деятелей в парадных одеждах, с изображениями орденов.
(слайдшоу- портреты)

2. Экспозиция “Древнерусское искусство”
Экспозиция «Древнерусское искусство» размещена в залах Самуилова корпуса. Здесь демонстрируются в том числе иконы XIII – начала XX веков, лицевое шитьё XVI – XVII веков.

(слайдшоу)

3.Экспозиция “Музей церковных древностей”

Здесь демонстрируются предметы из музейных коллекций иконописи, живописи, резьбы по дереву, образцы церковной утвари, оружия, декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, документы…

(слайдшоу)

4. Экспозиция “Музей финифти”
Первые упоминания о работе в Ростове “финифтяных дел мастеров” относятся к 60-м годам ХIII века. Мастера по финифти были штатными архиерейскими служителями. Одним из самых ярких представителей барочной религиозной живописи является Алексей Игнатьев Всесвятский – священник церкви Всех Святых и Председатель Ростовского духовного правления.

(слайдшоу)

5. Экспозиция “Кухонная утварь Х-ХХ веков”
Представлены предметы декоративно-прикладного искусства: керамика, фарфор, дерево, металл. Выставка размещена в Сенях Белой палаты.

(слайдшоу)

6. Экспозиция “Ростовская земля. Сто веков историии”
Многовековую историю Ростовской земли рассказывают археологические находки. Древнейшие из них происходят из палеолита и раннего железного века: кости и черепа мамонта, шерстистого носорога, первобытного быка, северного оленя; керамика первых поселенцев долины озера Неро; боевые топоры; орудия труда ремесленников.
(фото)

В Ростове долго, вплоть до XIX века, сохранялась поговорка: «Он зол, как идол Велес». А идол этот находился в древности на “Чудском конце”, то есть на окраине города, где также обитали финно-угорске племена (меря, весь) и славяне. Сокрушил же идольского истукана молодой инок Авраамий Ростовский, вооруженный тростью самого ап. Иоанна Богослова, явившегося ему на берегу реки Ишни.

На месте разрушенного идола прп. Авраамий построил храм, в котором «крестились от мала и до велика». Затем был возведен Богоявленский Авраамиев женский монастырь
(фото м-ря из папки Отдельные фото), где сейчас находятся святые мощи Преподобного, которые были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III.

Недалеко от Аврааамиевого монастыря, почти на берегу о. Неро, находится Петровский мужской монастырь, названный так в честь Петра, племянника ордынского хана Беркая.
(Папка- отдельные фото 1, 2, 3)
“Основание монастыря относится к тому далекому времени, когда святая Русь находилась под тяжким игом татар.” (сноска 8)
На сайте обители замечательно рассказывается о том, как глубоко затронули молодого ханского племянника слова епископа Ростова Кирилла II о христианской вере, как юноша бежал из Орды в Ростов, принял Святое Крещение, о дальнейших чудесных событиях и явной помощи Божией в устройстве обители.

“В настоящее время Петровский монастырь, как архитектурный ансамбль наполовину разрушен. Ведущиеся реставрационно-восстановительные работы затруднены осторой нехваткой стройматериалов, техники и денежных средств. Обитель с молитвенной благодарностью примет помощь в любой форме: финансовую, материальную, консультации специалистов, помощь в строительстве и различных работах.” (сноска 9)

Кроме перечисленных монастырей в городе есть еще Рождественский монастырь, а также храмы, музеи, и выставки, где мне не удалось побывать.
(фото из папки Окрестности Кремля)
Но надеюсь, что у Вас, друзья, возникнет желание воочию увидеть этот старинный русский город, с такой богатой исторической традицией, настоящую жемчужину в Золотом кольце России!

Ростов – город не большой, всего около 31 тыс. жителей. Просторные, тихие по вечерам улицы города не многолюдны.
( Слайдшоу-Городской парк).
Неспешно прогуливаюсь, рассматриваю резные наличники на окнах, захожу в парк, иду по аллеям мимо роскошных клумб, спускаюсь к озеру, и не могу надышаться этим чистым, уже немного осенним воздухом… И вот уже со всех сторон Ростова раздается колокольный звон – пора спешить на службу.

По будням в монастырях пустынно – служба проходит в сосредоточенной молитвенной тишине. А в выходные дни храмы наполняются паломниками, прихожанами с детьми из города и ближайших деревень. Много причастников…

Странники стоят,
Молится народ.
Русь еще жива,
Русь еще поет:
– Господи, помилуй.

(иеромонах Роман Матюшин)


[1] Сайт Троице-Сергиева Варницкого монастыря: История: с XV века до закрытия в советское время
[2] Шереметев Сергей Дмитриевич. В дороге : Вып. 1-6. – М., 1902-1907. Вып. 6 : Ростов Великий. – М. : Синодальная типография, 1907. – 18 с.
[3] Сайт Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Ярославской Епархии ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ -> Вехи истории -> советское время (1918–1991 гг.)
[4] Шереметев Сергей Дмитриевич. В дороге : Вып. 1-6. – М., 1902-1907. Вып. 6 : Ростов Великий. – М. : Синодальная типография, 1907. – 18 с.
[5] Рутман Т.А. Храмоздательная деятельность митрополита Ионы в Ярославле. (Материалы конференции 2003г. Ростов 2004.) Сайт Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
[6] Мельник А.Г. Электронная научная библиотека «РусАрх»
[7] vidania.ru
[8]
[9]