Воспоминания о преподобном, исповеднике и юродивом старце Гаврииле

Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим

Как и в 1903 году относительно преподобного Серафима, так и в 2012 году относительно старца Гавриила на Синоде высказывались сомнения по поводу канонизации (в случае со старцем Гавриилом говорилось о ее преждевременности, т. к. со дня кончины батюшки прошло лишь 17 лет). И как тогда царь Николай II, так сейчас Его Святейшество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II поставил точку в обсуждении этого вопроса.

Отец Гавриил уже при жизни стал осязаемым святым. Мне вспоминается случай с одним жителем Боржоми. Зимой в лесу на проселочной дороге у него заглох мотор. На улице стоял мороз. Прошел час, другой, — ничего. Тут он вспомнил, что есть странный, юродивый отец Гавриил, у которого очень сильная молитва. Воздел руки к небу и попросил: «Господи, я грешный, молиться не умею, но я слышал, что есть в Мцхете такой отец Гавриил. Его молитвами помоги мне, грешному». В ту же секунду машина завелась.

А после кончины старца хлынул просто поток чудотворений. Нас часто спрашивали, от Бога эти чудеса или нет, и мы отвечали (а сейчас отвечаем тем более уверенно), что такое изобилие чудес — это от Бога. Чудеса не от Бога — они временные: после испытания временем ложные «чудеса» оказываются пустым звуком. А на могиле отца Гавриила вот уже 17 лет не перестают происходить исцеления детей и взрослых. Еще очень важно то, что исцелить может и гуру, но истинное исцеление всегда ведет к Богу: происходит духовное исцеление через покаяние за грехи и вступление на верный, смиренный путь навстречу Христу. Именно это давал и дает людям старец Гавриил.

Отец Гавриил был невысокого роста, согбенный, в развевавшейся мантии, имел непонятную походку и слишком громкий голос, не соответствовавший правилам приличия и атмосфере церковной тишины. Его, как и других юродивых, было трудно сразу распознать. Святые отцы Церкви, в том числе преподобный Серафим Саровский, говорят, что юродство — наисложнейший путь. Из десяти юродивых девять — не от Бога, и нужна глубина духовного зрения, чтобы узнать, человек в прелести или нет.

Отец Гавриил тоже иногда произносил вслух слова, приходившие на ум другому человеку (кстати, я с первой встречи даже боялся думать при нем о чем-то не духовном!). Он не сквернословил, но мог произнести такое, что вовсе не подобало лицу духовному. И люди понимали, что он читает их мысли и видит их поступки.

Иногда батюшка выносил гроб, ложился в него и пел грузинские народные или полуоперные песни. Проходившие мимо люди думали, что он сумасшедший. Какой нормальный человек во дворе монастыря будет распевать песни, лежа в гробу?! Некоторые считали отца Гавриила пьяницей, безбожником, блудником. Помню такой случай: в Самтавро пришла на несколько дней помолиться верующая женщина. Она была беременная и хотела получить благодать, причаститься. Отец Гавриил, как обычно, расхаживал по монастырскому двору со своими песнями и шуточками. Тут же некоторые «верующие» распространили слух, что есть женщина, которая от отца Гавриила ждет ребенка. Они так радовались этому! Радовался и сам отец Гавриил, что подвергся клевете.

Схиархим. Виталий (Сидоренко), удивительный подвижник, прозорливый старец, молитвенник и утешитель страждущих

В этом стремлении к самоуничижению он был близок схиархимандриту Виталию (Сидоренко). Мне рассказывала матушка Серафима (Дяченко), как однажды они шли с отцом Виталием по улице (то ли в Тбилиси, то ли в Таганроге), и батюшка неожиданно подпрыгнул и плашмя повалился в лужу. Прохожие сквернословили его: «Ну что за поп?!» А он радостно встал, отряхнулся и пошел дальше.

Я бы сказал: заслуга и подвиг отца Гавриила — в том, что он, начиная с 1960-х годов, когда невозможно было публично говорить о Боге, нашел от Бога действенную форму проповеди. Как-то на улице его задержала милиция. Что он там говорил, я не знаю. Может, и пел, а, может, и в рясе расхаживал по центральному проспекту Тбилиси. Его арестовал милиционер и повез в отделение. И представьте себе картину: за рулем советского трехколесного мотоцикла сидит милиционер в форме, а рядом в коляске наш маленький отец Гавриил встал, взял крест и громко, пока мотоциклет катился по центру города, проповедовал о Боге, осенял прохожих крестом и благословлял их. Как вы думаете, что случилось с тем милиционером?

Нужно было слышать его рассказ о том, как он поджег портрет Ленина! Этот случай мгновенно долетел до Москвы, из Политбюро был получен приказ о расстреле. Отец Гавриил молился Божией Матери, и Она явилась ему. Приказ был изменен на сумасшедший дом. В сумасшедшем доме старца пытали. Наш митрополит Фаддей свидетельствовал, что однажды главврач психушки принес молоток, большой гвоздь и вбил его в колено отца Гавриила, чтобы тот отрекся от Бога. Но он не отрекся! Вот какое исповедничество! А мы видели только его юродство, слышали его песенки.

Его собственный рассказ об этом событии напоминал скорее КВН, чем рассказ о подвиге. И все кончалось его любимыми словами из старого фильма «королева Шантеклера». Когда он кого-то смирял (особенно женщин), то говорил: «Не будь королевой Шантеклерой» — и сам радовался, произнося эти слова.

Главная черта отца Гавриила — его огромная любовь к каждому человеку. Зачастую она выражалась в такой странной, юродивой форме. Отец Гавриил мог зайти в пивной бар и там проповедовать (я сам не раз был этому свидетелем). Он чувствовал, кому было особенно тяжело, и подходил именно к нему. Знал, что этот человек пришел сюда, чтобы вином залить свое горе и отчаяние.

На веревочке батюшка носил горлышко от разбитого керамического кувшина. Обычно он заходил в пивбар, демонстративно становился посредине, брал горлышко, как Кутузов бинокль, и через это горлышко обводил взглядом зал, высматривая, к кому подойти. Он выбирал столик, за которым сидел тот, кому он был нужен, и бесцеремонно проходил, садился, начинал разговаривать с ним. Шутя, не шутя, иногда грозно, иногда пел. Но когда он выходил, как правило, люди окружали его, просили благословение, целовали, становились перед ним на колени. Большинство понимали, что перед ними не простой человек.

Обычно большинство из тех, кто соприкасался с отцом Гавриилом, становились верующими. Он нашел правильный путь, который возможен был в те годы. Многие сейчас — и монашествующие, и миряне — мечтали бы хоть одним глазком быть свидетелем жития отца Гавриила. Но это пройденный этап. Теперь, когда Церковь свободна, проповедь через юродство уже не нужна. Но в те времена его личность и его поступки были своевременны. Отец Гавриил был посланником Бога иверскому народу и Иверии.