Праведный Иоанн Кронштадтский. О явлении Бога во плоти

Егоже писа Моисей в законе и Пророцы, обретохом Иисуса. Ин. 1:1,5.

Тот, о Ком много преднаписал в В. Завете Пророк и Боговидец Моисей, о Ком предсказали мнoгиe другие Пророки, наконец пришел, – пришел на землю Примиритель грешного человечества с правосудным Богом. После долгого ожидания Искупителя, наконец послышались на земле отрадные голоса: обретохом Мессию1; обретохом Иисуса, егоже писа Моисей в законе и пророцы2. Людие, сидящие во тьме. видеша свет велий и седящим во стране и сени смертней, свет возсия им3. Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый Отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне4 Своем, Который, будучи Бог, для нас сделался человеком, хотя и Богом быть не перестал. Солнце правды Христос – Бог наш воссияло на земле.

Откуда же и как воссияло на земле Солнце наше праведное? Из города Вифлеема, от Пресвятой Девы Марии.

Говорили мы прежде, что Бог заблаговременно, издавна приготовлял людей к принятию, к встрече светозарного Солнца правды – Христа Господа – разными способами, именно: пророчествами о Нем и разными прообразованиями. И по этим пророчествам, людям внимательным, задолго до Рождества Христова известно было, что Христос родится в городе Вифлееме, в Еврейском народе, в колене Иудовом, от чистой Девы царского рода; – известно было и то, что прежде рождения Meccии – Христа родится предтеча Его. Теперь, когда пришло время явиться на земле Сыну Божию в нашем смиренном образе человеческом, – все так и исполнилось, как предсказано было Пророками. И вот одному священнику Иудейскому, по имени 3axapия, – коего жена Елисавета, дожив до старости, не имела детей по причине неплодства, – является Ангел Господень в церкви – в то время, когда он, по обычаю священства, совершал в ней каждение. Послушаем, какую весть принес с неба Ангел священнику, какую волю Господа возвестил он ему? Радостную весть он принес святому старцу, весть – о рождении от Елисаветы сына и имя заблаговременно объявил: наречеши имя ему Иоанн, говорит. Что – дальше? И будет тебе, говорит, радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются… будет бо велий пред Господем… предвидет пред Ним духом и силою Илииною5. Слышите, братия, о ком речь идет? – О Предтече Господнем, о Его рождении. А если Предтечу Христова Бог посылает в мир: то, видно, скоро будет и Сам Христос; если показывается денница Солнца: видно, скоро взойдет и самое Солнце. Так и было. Через пять месяцев после зачатья предтечи Архангел Гавриил с небесных кругов слетел в Назарет, – где жила Пресвятая Дева Маpия, обрученная Иосифу праведному для хранения Ее девства и воспитавшаяся в храме во Святая Святых, – и вшед к ней, сказал: Радуйся благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах. Вот и благовещениe Ангельское о зачатии и рождении Спасителя! – Пресвятая Дева, увидавши Ангела, смутилась по причине слов Его и помышляла, каково будет это приветствие. Ангел продолжает благовествие: не бойся Мариам; обрела бо ecи благодать у Бога: и се зачнеши во чреве, а радиши Сына, и наречется имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышнего нарется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца. Пресвятая Дева говорит Ангелу: как же это будет, когда я не причастна к браку? Ангел отвечает Ей: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий. Пренепорочная Дева сказала: се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему. Вот Я, смиренная раба Господня: будь мне по слову Твоему. Да найдет на Меня Дух Божий и сила Вышнего да осенит Меня для зачатия во чреве Предвечного Сына Божия. Верую, что будет совершение глаголанным Мне от Господа. Уже душа моя чувствует наитие Всесвятого, животворящего Духа Божия и это осенение силы Вышнего; уже душа Моя величает Господа, так тесно со мною соединяющегося – и дух мой радуется о Боге, Спасе Моем, что Он призрел на смирение рабы Своей. Ибо вот, отныне, будут ублажать, величать, прославлять Меня все роды, – по всей земле, во все времена, до скончания века; – и все это величие сотворил Мне сильный Бог: свято имя Его. И милость Его всем, которые боятся Его, в роды родов, – во все времена. – Между тем денница Солнца правды скоро после Ангельского благовещения Деве Mapии взошла: Предтеча – всесвятый плод неплодной матери6 – родился. Его назвали Иоанном, по слову Ангела. – Настало время великих чудес Господних. Все, слышавшие о чудесном зачатии и рождении Иоанна Предтечи, с глубокою думою говорили: что-то будет из этого младенца? А отец его, Захаpий, наказанный пред тем Богом за нeвеpиe благовестию Ангела немотой в продолжении девяти месяцев и нескольких дней, получил разрешение своего языка, исполнился теперь Духа Святого, и пророчествуя, сказал о сыне своем: ты Отроча, пророк Вышняго наречешися: предьидеши во пред лицем Господним уготвати пути Его; дати разум спасенья людем Его, во оставление грехов их. – Великий младенец возрастал и укреплялся духом, и жил в пустыне, до самого того дня, в который явился народу израильскому в качестве предтечи Господня7.

Через пять месяцев по рождении Иoaннa Предтечи родился и Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, но не в Назарете, а – в городе Вифлеем, как предсказано было Пророком Михеем: и ты Вифлееме, земле Иyдoвa, ничимже менши ecи во владыках Иудовых; из тебе бо изыдет Вождь, иже упасет люди Моя Израиля8. По причине чрезвычайного стечения народа в Вифлеем для записи своих имен, по повелению Кесаря Августа, не было места в доме для Пресвятой Девы и праведного обручника Ее, пришедших из Назарета также для записания себя: – и родившийся Божественный Младенец, после повития Его пеленами, положен был в яслях.

Так велико смирение Господа – нашего ради спасения! Братия! не будем праздными зрителями такого вольного уничижения Царя славы, одевающегося светом яко ризою, Коему небо – престол, а земля подножие. Это уничижение дает всем нам великий, спасительный урок смирения. Не великолепные чертоги, не богатство надмевающее, не почести, не слава мира сего должны занимать нас, бессмертных по духу тварей; – нет: кротость, смирение пред Богом и беспрекословная преданность святой Его воле, должны быть первым желанием нашего сердца и – занимать наш ум – так чтобы они видны были и во всех наших поступках: – гордость нас погубила, смирение должно спасти нас. Принесем же в дар кротость, смирение и сознание своей духовной нищеты – Тому, Кто нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся9.

Но среди крайнего смирения родившегося Богомладенца сияет и слава Его. Ангел Господень явился пастырям, которые по обыкновению бодрствовали в ту ночь и стерегли свое стадо, и сказал им: се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днес Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове; затем он указал им знак, по которому они могут найти и узнать Его: обрящете, – говорит он, – младенца повита, лежаща в яслех. Когда Ангел говорил это, внезапно стало с ним множество воинств небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение10!

Слышите, братия! Ангелы благовествуют мир земле при рождении Господа Иисуса. Есть ли мир в душах наших? Ведь, Спаситель в изобилии принес нам мир небесный. Горе нам, если в нас нет мира. Значит, мы не приходим с верою и любовью к Спасителю, Который говорит: приидите ко Mне вcи труждающиеся: и Аз упокою вы11. Значит, мы люди маловерные, страстные: злобные, гордые, завистливые, миpoлюбивые, суетные. – Мир, братия, благовествую вам и я, смиренный служитель Христов! Пpиидите к младенчествующему Царю мира и сердцами, полными сердечной веры и смирения, примите от него мир душам вашим со исцелением страстей ваших. После того, как Ангелы отошли на небо, пастыри поспешно отправились в Вифлеем, нашли Иосифа, Марию и Младенца, лежащего в яслях и первые поклонились Ему. В осмый день по рождении, по обычаю В. заветному, наречено было Господу имя Иисус, нареченное Ангелом еще прежде зачатия Его во чреве, а в сороковый день, когда Пресвятая Дева принесла Его в храм Господень – поставить пред Господом и принести жертву по закону Господню, – старец Симеон, коему обещано было Духом Божиим – не видеть смерти, доколе не увидит Христа, удостоился встретить Его в храме и, взяв Его на руки, сказал: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое… Так воссиял от Св. Девы – Матери Господь наш Иисус Христос, Бог от Бога Отца прежде век рожденный, и человек от существа матерня во времени рожденный, совершенный Бог и совершенный человек.

О чудо чудес! Бог, содержащий вселенную всю словом Своим, сделался человеком, чтобы человека вознести на первое блаженство. «Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы», поет Христова Церковь, «яко Бог явися человеком плотски»12. «Всякое естество Ангельское удивися великому делу вочеловечения Божия: потому что неприступного Бога небожители увидели приступивши для всех человеком, сожительствующим с людьми»13. – Братия! Видя Бога, странно вочеловечившегося, устранимся суетного мира и ум возложим на небеса (на Божественное): потому что ради того Бог и сошел на землю, да нас на небеса возведет14.

Но для чего такое чрезвычайное снисхождение к нам Сына Божия? – спросит кто-нибудь? Для чего Сын Божий восприял на себя естество человеческое? – Ответствуем: воплощение Сына Божия для спасения людей было совершенно необходимо. Чтобы спасти человека, ну ясно было удовлетворить правде Божией за грех человека; но ни один человек не только за других, но и за себя не может дать измены, (т. е. выкупа) и цену избавления души своея15, а удовлетворение бесконечной правде Божией, бесконечно оскорбленной грехом непослушания человеческого, долженствовало быть тоже бесконечное. Кроме того, нужно было сокрушить в человеке силу зла, удалившую его от Бога и постоянно удалявшую все далее и далее: – без чего нельзя было соединить его вновь с Богом16, который гнушается грехом. А истребить человеческую греховность – для человека, кто бы он ни был, было дело невозможное: потому что она есть глубокая порча человеческой природы, прирожденная каждому человеку, и истребить ее – значило то же, что – обновить, воссоздать человека. Кто же мог воссоздать человека, кроме Создателя? И вот чрез воплощение, страдания и смерть вочеловечившегося Сына Божия принесено удовлетворение правде Божией за грехи человеков, а чрез Его спасительное учение, или заповеди, чрез Его жизнь, чрез Его животворящее тело и кровь и др. таинства обновлена, воссоздана, и воссоздается человеческая природа. Спаситель, как безгрешный Бог и человек, всею Своею земною жизнью и всеми Своими делами вместо нас оказал совершеннейшее послушание воле Бога Отца, с полным отречением от Своей воли, – потерпел все, присужденные правдою Божиею, скорби, страдания и самую смерть – и такой жертвой, беспредельной по своему достоинству, совершенно удовлетворил Божественному правосудию за все человеческие грехи, и, как грех Адамов сделал всех людей виновными пред Богом, так и праведность Богочеловека, как второго, безгрешного Адама, делает их праведными пред Богом через их веру в Богочеловека. – «Как Адам для своих потомков, хотя они и не ели древесного плода, соделался причиной смерти, введенной в мир Адамовым ядением», говорит Св. Златоуст, «так и Христос для верующих в Него, хотя они и не имели праведных дел, соделался виновником праведности, которую даровал всем нам через крест17».

Братия! Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, уже благоволил исполнить все Отеческое смотрение о нас, совершив наше cпaceниe учением Своим, жизнью Своею, смертью за нас, и воскресением – и уже вознесся человечеством Своим на небеса и ceдит одесную Бога Отца. Но cпaceниe наше совершено не безусловно. Чтобы быть нам в числе спасаемых, – для этого нужно принимать всем сердцем спасительное учение Ииcyca Христа и поступать по нему. Αще кто любить Мя, слово Мое соблюдет, говорит Господь (Ин, 14:23). Нужно также каждому по мере сил своих подражать жизни Его, которая есть образец нашей жизни. Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз: ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26).

Вознесшись от нас на небо, Господь всегда с нами по Божественному Своему вездеприсутствию (с вами есмь во вся дни); с нами Его чудодействующее, сладчайшее Имя, Его св. слово, Его животворящий крест и Его спасительные таинства.

Будем же призывать, как можно чаще, с живой верой, имя Господа Ииcyca Христа: ибо всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется, говорит пророческое слово (Иоил. 11:32); будем с верой и любовью пользоваться – к своему освящению и спасению – Его спасительными таинствами, и – прибегать к непобедимой, непостижимой, Божественной силе Его честного и животворящего креста во всех обстоятельствах своей жизни. При всем этом не забудем всегда усердно читать и слушать слово Его и молить Его, чтобы Он вселился верой в наши сердца; когда Он вселится в нас, тогда будет в нас и благодатная жизнь, предначинающая будущую блаженную жизнь. Аминь.


1 Ин.1:41

2 Ин.1:45

3 Мф.4:16

4 Евр.1:1

5 Лк. гл.1

6 Кан. Предт. П.7 Богород.

7 Лк. гл.1

8 Пр.Мих.5:2Мф.2:6

9 2Кор.8,9

10 Лк. гл.2

11 Мф.11:28

12 Песнь 9

13 Акаф. Пресв. Богор. Конд.9

14 Акаф. Иис. Сладч. Конд.8

15 Пс.48:8

16 Прем.11:25Ис.5:7

17 Толк, на посл. к Римл. Бес. 10, cтp. 207, в Рус. переводе.

Источник: Православная библиотека на портале “Азбука веры”. Катехизические беседы Беседа восемнадцатая – О явлении Бога во плоти