Паримии на святых Апостол Петра и Павла. Толкование еп.Виссариона (Нечаева)

1. Собо́рнаго посла́ния Петро́ва чте́ние.

Бра́тие, благослове́н Бог и Оте́ц Го́спода на́шего Иису́са Христа́, И́же по мно́зей Свое́й ми́лости порожде́й нас во упова́ние жи́во воскресе́нием Иису́с Христо́вым от ме́ртвых, в насле́дие нетле́нно, и нескве́рно, и неувяда́емо, соблюде́но на Небесе́х вас ра́ди, и́же си́лою Бо́жиею соблюде́ни ве́рою во спасе́ние, гото́вое яви́тися во вре́мя после́днее. О не́мже ра́дуйтеся, ма́ло ны́не, а́ще ле́по есть, приско́рбни бы́вше в разли́чных напа́стех, да искуше́ние ва́шея ве́ры многочестне́йше зла́та ги́бнуща, огне́м же искуше́на, обря́щется в похвалу́ и честь и сла́ву, во открове́нии Иису́с Христо́ве, Его́же не ви́девше, лю́бите, и на Него́же ны́не не зря́ще, ве́рующе же, ра́дуетеся ра́достию неизглаго́ланною и просла́вленною, прие́млюще кончи́ну ве́ре ва́шей, спасе́ние душа́м.

В первой паримии Апостол благославляет Бога за благодать возрождения и спасения во Христе Иисусе (1 Петр 1:3–9)

Епископ Виссарион (Нечаев) (1823-1905)

Стт. 3. 4. 5. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, иже по мнозей Своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисуса Христа от мертвых, в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради, иже силою Божиею соблюдаеми есте чрез веру во спасение, готовое явитися во время последнее.

Апостол благославляет Бога и Отца Господа Иисуса Христа за милость к новозаветным верующим, давая им воможность судить о величиии этой милости по сравнению с милостями к ветхозаветным верующим. В отношении к последним Господь является Отцем. Он их родил и воспитал: сыны родих и возвысих, – рек Он им, обличая их неблагодарность. «Сынове есте Господа Бога вашего» (Втор. 14:2), – сказал им Моисей, предостерегая их от подражания язычникам. Господь о всех людях отечески печется; но народ Израильский был предметом Его особеннаго попечения. В ряду народов Израиль занимал первое место в очах Господа. «Сын Мой первенец Израиль» (Исх. 4:22), говорил Сам Господь Фараону. Счастливы были Израильтяне, имея Отцем Господа, но не меньше счастливы и новозаветные верующие. Бог, Отец Господа Иисуса Христа, предвечно родивший Его, есть вместе отец верующих во Христа. Он, по великой Своей милости, родил их даровал им новую духовную жизнь в таинстве крещения. Получившие благодать духовнаго рождения в сем таинстве получили право называться чадами Божиими, которыя «не от крови, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1:12–13). – С усыновлением от Бога соединяется право наследия.

Ветхозаветным верующим, в лице родоначальника их Авраама, дано обетование наследовать землю Ханаанскую, и это обетование в свое время исполнилось. Обетование наследия дано и новозаветным верующим, как сынам Божиим по благодати.

Бог породил их «во упование живо воскресением Иисуса Христа от мертвых». Под упованием живым разумеется здесь то, что составляет предмет упования, именно, как далее говорится, наследие небесных благ. Как сыны Божии по благодати духовного возрождения, верующие во Христа одушевлены живым упованием на получение этого обетованнаго им наследия. Живость, или ничем непоколебимая живучесть этого упования условливается воскресением Христовым. Христос воскресением Своим положил основание нашему воскресению: «Христос воста от мертвых, начаток умерших бысть» (1Кор. 15:20). Христос воскрес во славе и вознесся на небеса с прославленным телом. Участие в сей славе предстоит и всем истинно верующим во Христа. Воскресением Своим Он обновил им восход на небеса (Воскресная стихира 4 гласа) для того, чтобы приять им на небесах обещанное наследие вечной славы и блаженства в общении с Христом (Рим. 8:17). И это наследие несравненно драгоценнее, чем наследие земных обетований, данное людям ветхозаветным. Ибо, в противоположность последнему:

–  оно есть наследие нетленное, потому что вечно;

– нескверное – чистое, потому что на небесах нет греха, тогда как земля обетованная, доставшаяся в наследство избранному народу, оскверняема была всякими грехами;

– оно неувядаемо, потому что блаженство на небесах не будет оскудевать, никогда ничем не будет помрачаемо, будет неизсякаемым источником радости. Это поистине «неувядаемый славы венец», как выражается тот же апостол в том же послании (5:4). Земное наследие, прежде чем получить его, может погибнуть от разных причин, – от воровства, от пожара, от недобросоветности опекунов. Ничего подобного не может случиться с наследием на небесах, обещанным сынам Божиим: оно в целости и невредимо, без всякой опасности утраты, соблюдается для тех, которые «силою Божиею соблюдаются чрез веру во спасение, готовое явится во время последнее».

Неизвестно, когда наступит последнее время, время окончания царства благодати и открытия царства славы; но то несомненно, что рано или поздно спасение и блаженство не по душе только, но и по телу должно открыться в это именно последнее время для сынов Божиих, ждущих обетованного им наследия. Они соблюдаются для сего наследия силою Божиею. На пути к сей цели для них неизбежна встреча со многими препятствиями, со многими искушениями, особенно со стороны главного врага спасения – диавола. Но они не должны малодушествовать. Вера в силу Божию не должна покидать их ни на одну минуту, ибо сила Божия совершается в немощи и ищущих в ней опоры охраняет от всякого зла и напасти.

Ст. 6. О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех .

Надежда на спасение, имеющее открыться в последнее время, о чем сказано пред сим, должна возбуждать радость (о нем же , т.е. о спасении, радуйтеся), не смущаемую скорбями, происходящими от различных напастей, точнее – искушений. Под искушениями разумеются здесь преимущественно гонения за веру, каким чаще всего подвергались христиане апостольского времени. Тяжело было переносить эти гонения и скорби; но если и надлежало (аще лепо есть) подвергнуться этим скорбям, не надобно было забывать, что они кратковременны (мало ныне прискорбни бывше) в сравнении с вечным спасением.

Ст. 7. Да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове.

Благость Божия к верующим и терпящим скорби за веру открывается не только в том, что эти скорби кратковременны в сравнении с вечною радостью спасения, но еще в том, что скорбями за веру возвышается достоинство веры подобно тому, как чрез огонь возвышается достоинство золота. Золото в огне очищается от сторонних примесей и в чистом виде является драгоценным металлом. Но несравненно драгоценнее вера, сохранившаяся целою и непоколебимою в огне искушений скорбями, восторжествовавшая над суровостью гонителей, презревшая их угрозы, обольщения и пытки. Впрочем о достоинстве веры, уцелевшей среди скорбных испытаний (искушение веры) и укрепленной ими, дает слабое понятие сравнение ея с очищенным чрез огонь металлом. Чистое золото почитается драгоценнейшим из всех металлов, но все же оно, как и всякое вещество, есть гибнущий металл. Будет время, когда «земля и вся, яже на ней дела, сгорят» (2Пет. 3:10). Тогда потеряет цену и золото, ибо сгорит. Это время есть день второго пришествия Христова, день откровения, или славного Его явления. Он явится тогда для произведения всемирного суда, – и перед судом Его вера в Него, выдержавшая испытание (искушение веры), «обрящетеся драгоценнее золота». Он увенчает ее похвалою, честью и славою. Для сей-то цели Он и посылает ей испытание скорбями.

Стт. 8, 9. егоже не видевше любите, и на Негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною, приемлюще кончину вере вашей, спасение душам

Христос, праведный Судья и Мздовоздаятель, достойно и праведно в день славного явления Своего почтит похвалою, честью и славою тех, которые, хотя непосредственно телесными очами не видели Его во время земной Его жизни, любят Его. Любить Его побуждает вера в Него, как Сына Божия Единородного и Искупителя. Благо тем, которые имеют такую веру, хотя не зрят Христа по плоти. Таковых Сам Христос ублажает: «Блажени не видевшии, но веровавшии» (Ин. 20:29). Блаженство их состоит в духовной радости, «неизреченной и преславной», – самой возвышенной, которую они ощущают еще в настоящей жизни, достигая спасения душ, служащего целью веры (кончину веры). Велика эта радость, но она есть только предвкушение несравненно большей радости, ожидающей их в царстве славы, когда общение их со Христом будет еще теснее, и они будут наслаждаться сим общением не верою, но видением, ибо узрят Его лицом к лицу.

Полный текст на портале Азбука.ру