«Дети интуитивно способны на иконное мышление, подобно древним мастерам, для которых икона являлась прообразом высочайшего богословия»

17 декабря 2017 года в арт-клубе АРТ`ЭРИА в Москве на открытии выставки “Детской мозаичной школы” г. Лобня отец Димитрий Котов прочитал лекцию по искусствоведению: «Дети интуитивно способны на иконное мышление, подобно древним мастерам, для которых икона являлась прообразом высочайшего богословия». Лекция была основана на анализе детских живописных работ учеников о. Димитрия, были рассмотрены созданные детьми образы преподобного Герасима Иорданского.

Цитата из лекции отца Димитрия:

Перед нами рисунок в цвете 6ти-летней девочки Ники. Умер старец. Он какой-то летящий, поднимающийся, от земли оторвавшийся, но к небу ещё безраздельно не прилепившийся. Голова его покоится на камне, но это получился не только камень, но и невольный нимб.

Св. Герасим Иорданский. Ника, 6 лет.

Фигура разделена, как разрезана, чёрной чертой-поясом. Неожиданное решение: на месте ног небольшое изображение Серафима. Он серо-голубой, а правое крыло синее.

В прямоугольнике пространства листа расположен прямоугольник фигуры почившего старца, который в правой стороне начинает стремиться к треугольнику и диагонали, чтобы наконец разорвать, выйти из земной оболочки в другое бытие и измерение.

В нижнем прямоугольнике несколько знаков, где одно – изогнутое растение, то ли куст, то ли трава, другое – прямое, более развесистое, и намек на земное бытие – серо-желтый приземистый холм с малой вытянутой полоской жёлтого слева.

Фигура святого Герасима, массивная, как Ноев ковчег, кажется огромной в этом листе пространства. Этому впечатлению помогают малые размеры Серафима, кистей рук самого старца, изысканных, как у цапли, стоп ног и головы, впечатанной в подушку камня. Только этот ковчег не построен, как у Ноя, а как бы выдолблен из какого-то древнего огромного дерева со своими буграми и неровностями.

Уже сама композиция и найденный выразительный силуэт несёт в себе невероятную значительность внутреннего содержания, которое настолько богато оттенками тона и цвета, что представляет целый мир внутренней жизни почившего, наполненной бдениями, молитвами, прозрениями, непрестанным Богообщением и сопричастностью Миру Духовному.

Эти пронзительные серо-голубые разрезы на одежде только намекают на присутствие складок, они более говорят о постоянной молитве, т.е. о том, чем была наполнена жизнь старца. Теперь эти молитвы материализовались в сполохи – потому что жизнь и смерть святого Герасима принадлежала и принадлежит только Господу.