Олег Анофриев: «Ношу крест всю жизнь, не снимая»

lvenicher
Едва ли найдется среди нас человек, не знакомый с творчеством советского и российского актера театра и кино, певца и автора своих песен – Олега Анофриева (род. в 1930 г.). Многим полюбились его песни, которые Олег Андреевич исполнял просто, с душой, поэтому они так надолго запоминались. Взять хотя бы «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова». Самые маленькие  каждый вечер засыпают под его колыбельную «Спят усталые игрушки» из передачи «Спокойной ночи, малыши» и уже давно ее выучили наизусть. А мультфильмы с озвучиванием героев Олегом Анофриевым знают и любят многие поколения. Ему принадлежат голоса и Черепахи, и Львёнка в мультфильме “Как Львёнок и Черепаха пели песню”. В «Бременских музыкантах» он озвучивал Трубадура, Атаманшу, Пса, Кота, Петуха, Короля, практически всех, кроме принцессы. В мультфильме «В порту» он озвучивал всех персонажей.

Интервью Олега Анофриева для «Православной Москвы».

– Вы коренной москвич. Какие места столицы для Вас наиболее дороги и значимы?
– Той Москвы, которую я знал, уже нет. От нее остались крупицы. Это все арбатские переулки, Пушкинская площадь с фонтаном и памятником поэту, который на моей памяти стоял еще в начале Тверского бульвара на Страстной площади. Это и Никитский бульвар, и Московская консерватория с памятником Чайковскому, который поднял свою бронзовую руку, задавая тон, да так и не опускает. Англиканский собор святого Андрея в Вознесенском переулке – бывшая студия «Мелодии», где я записал все свои песни, включая «Бременских музыкантов». Арбатскую площадь я помню, когда она еще была со всех сторон окружена переулками с булыжной мостовой. Но она уже давно изменилась. Нет старой Смоленской площади. Перестроен дом, в котором я жил. Спасибо бывшему мэру Лужкову – при реконструкции сохранился фасад, и я, проезжая мимо, что бывает нечасто, обязательно смотрю на окна своей бывшей квартиры на третьем этаже. В нижнем этаже этого дома некогда помещалась лавочка моего деда, торговавшего кожами. Но это все – крупицы старой Москвы, уже ушедшей. А сейчас это чужой город.

– Вы застали старую Москву с ее традициями и неповторимой атмосферой, к сожалению, уже утраченной. О чем ностальгируете?
– Я не имею привычки жить воспоминаниями. Живу самое позднее вчерашним днем. Нельзя сказать, что за эти годы жители столицы сильно изменились. В советское время они были более закрытыми, а сейчас я с Вами говорю свободно. Но тогда люди казались целостней, следование своим взглядам не заставляло их быть двоедушными.

В отличие от многих, я сознательно ношу крест всю жизнь, не снимая. Носил обручальное кольцо, за что не раз получал выговоры по комсомольской линии. Но это был мой выбор. Я воспринял это от своих родителей, которые тоже были воспитаны в православных традициях. Это естественно для детей – следовать примеру родителей и учиться у них.

Нельзя сказать, что мои родители были людьми церковными, мама начала ходить в храм уже в пожилом возрасте. Мой отец был коммунистом, стал главврачом на Первом государственном подшипниковом заводе. Когда отец умер, его хоронили с оркестром, звучал «Интернационал», а потом отпевали в церкви.

– Какая из сыгранных ролей и исполненных песен принесли Вам наибольшее творческое удовлетворение?
– Роль капитана Лялина в фильме «Друзья и годы». Биография этого героя очень напоминает судьбу моего брата Сергея, который на войне был контужен, попал в плен и потом пережил каторгу. Но это отдельная длинная история…

А песни… Конечно, «Есть только миг…». Я даже попросил, чтобы на том камне, который будет стоять на моей могиле, была высечена надпись: «Есть только миг, между прошлым и будущим…» и подпись – Олег Анофриев. Ну еще и «Какая песня без баяна?». Но я хорошо осознаю, Кому в действительности принадлежит «авторское право» на них. Об этом написал однажды в своем дневнике: «…Тот написал книгу, тот песню, а этот целую пьесу, да не одну! И все это теми же словами, теми же буквами. А ведь эти буквы и слова существовали испокон веков. Только смысл этих слов и букв был иным: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога” (от Иоанна, 1.3). Так вот Кому принадлежат «авторские права» на все, что было, есть и будет на Белом Свете! Все остальное – жалкие потуги присвоить себе то, что всегда принадлежало Ему! Это Он отдает тебе мысли, слова и буквы, и говорит: «Передай людям, не скупись! Забудь про свое «авторское право», его у тебя – нет».

– Многие считают, что культура сейчас деградирует, утрачивая свое предназначение. Вы согласны с этим?
– «Грядущий Хам» пришел. Со своей «культурой»?! Какая у него может быть культура? Хамская.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
– Знаете, все свои мысли и чаяния я выражаю в стихотворениях. Прочитаю Вам одно из них, написанное еще в 2010 году:

Не плачь, Россия, о прошедшем
Стеной осеннего дождя.
О тех столетьях сумасшедших,
Державой сделавших тебя.

Не плачь, Россия, об убитых
На поле брани сыновьях,
Не плачь о подвигах забытых,
Святых, потерянных словах.

Пора, Россия, возрождаться
И собирать Святую Рать!
Уж лучше пусть Тебя боятся,
Но не посмеют презирать!

Тебе ли, все еще Великой,
Святые слезы горько лить.
Тебе ли нищей быть «каликой»?
Тебе ли обделенной слыть?

Ведь ты – все так же необъятна,
Неведома и вдоль, и вширь,
Ты – совершивший подвиг ратный,
В боях потертый богатырь.

Пора, Россия, возрождаться
И собирать Святую Рать!
Уж лучше пусть Тебя боятся,
Но не посмеют презирать!

И пусть аршином не измерить,
И пусть умом нельзя понять.
Но мы в Россию будем верить!
И, как семью, объединять!

И снова Русь великой станет,
Пройдут лихие времена,
И вновь для Родины настанет
Ее победная весна!

Беседовала Ольга Кирьянова

Источник: «Православная Москва»