Проповедь Aрхиепископа Иоанна (Шаховского)
на 4-е Евангелие (Луки, Глава 24, ст. 1-12)

В первый день недели, рано на заре, они пошли к гробнице, неся приготовленные благовония. Но они обнаружили, что камень от входа в гробницу отвален, а войдя внутрь, не нашли тела Господа Иисуса. Женщины стояли в растерянности, и вдруг перед ними предстали два человека в сияющих одеждах. Женщины, перепуганные, опустили глаза к земле, но те сказали им: — Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он воскрес. Вспомните, что Он вам говорил, еще будучи в Галилее. Что Сын человеческий должен быть предан в руки грешников и распят, но на третий день Он должен воскреснуть. И они вспомнили Его слова. Вернувшись оттуда, где была гробница, они всё это рассказали одиннадцати и всем остальным. Женщины эти были Магдалина Мария, Иоанна и Мария, мать Иакова. И остальные женщины, которые были с ними, говорили апостолам то же самое. Но их слова показались апостолам нелепой выдумкой, и женщинам не поверили. Однако Петр тут же побежал к гробнице. Заглянув внутрь, он увидел одни погребальные пелены и вернулся домой, дивясь случившемуся.

Aрхиепископ Иоанн (Шаховской)

Не апостолы проповедуют вселенной, но женщины проповедуют апостолам! Господь не лицеприятен, – не название человека, но верность его вводит в Царствие Божие. Окаменели от горя сердцами своими апостолы, когда легло тело Иисусово в гробницу Иосифа Аримафейского. Оставалось непринятым слово, которое говорил им Учитель «еще в Галилее».

Убоялись апостолы всего происшедшего. Не знали как быть, что делать им… словно забыли, что за иерусалимскою стеною есть место, называемое Голгофа, а рядом сад, а в саду пещерка гробовая, где лежит их Учитель.

Днем, может быть, они бы пошли ко гробу… одно лишь известно миру: они не ждали полуночи, окончания субботнего покоя, и когда окончился покой, они не потянулись с сосудами благовоний за иерусалимские ворота, противоположные горе Елеонской.

За них это исполнили жены-мироносицы. За них же они получили первую для мира весть о Воскресшем Христе. Не за достоинство служения дает Господь любовь Свою, но за достоинство в любви.

И это, только в Ветхом Завете, один первосвященник, и один лишь раз в году, мог входить во Святое Святых. В Новом Завете – всем, всякому, всегда, повсюду открыто самое великое Святое Святых – Христос. Вход к Богу не в достоинстве звания, а в достоинстве сердца. Сердце: ворота к Богу, как вразумляюще Господь показывает это: разбойник первым входит в рай, смиренные женщины первыми благовествуют Евангелие, благовествуют самим благовествователям.

Царство Божие – для верных, и высшими в нем будут не высшие по земле, но высшие по небу. Внутри вас – Царствие Божие. Радость Воскресения сопровождается многими радостями для христиан. И первая радость из радостей, сопровождающих Воскресение, есть радость всемирного Божьего указания на то, что все люди – равные образы Божии, и что каждый человек может быть самым верным Христу.