Проповедь Aрхиепископа Иоанна (Шаховского)
на 3-е Евангелие (Марка, Глава 16, ст. 9-20)

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Aрхиепископ Иоанн (Шаховской)

Всякое ложное учение об Истине, есть змея, всякое восстание на Спасителя-Богочеловека, есть смертоносное питье; все это жалит душу смертельно, отравляет ее и усыпляет на вечность сном отравы. Истина покоит и живит сердце, ложь – мучение сердцу и смерть подлинной жизни сердца.

Все в мире сем падшем, несущемся к своей последней гибели – ополчается на чистоту Христову. Чего только не выдумывает мир, чего только не делает, чтобы скрыть от людских сердец свет, сходящий с неба. Не надо быть особо духовным человеком, а только честным и справедливым чтобы увидеть нашу старую землю, кишащую змеями и сверкающую смертоносными источниками вод. Наш глаз пригляделся ко злу, мы привыкли не замечать опасности, да и Господь, жалея нас, скрывает от нас худшую часть действительности, чтобы мы не изнемогли, сохраняет нас и покрывает. Но Господь не отнимает от нас свободу определения к добру или ко злу, ибо в этом смысл нашей временной жизни.

Искушения зла ведутся в области нашей свободы. Мы не можем устоять, но не все стремимся устоять в истине и чистоте. А враг бесплотный борет нас не ежедневно, но ежеминутно. Устоять от зла можно только, привязав себя, как тоненький прутик, к непоколебимому стволу вечной истины и высшей полноты жизни, – ко Христову стволу. Довериться всецело Тому, в чьих устах от века не было лжи, уверовать в Спасителя и полюбить Его больше своей жизни, поставить Его выше рассуждения своего ума, в случае сомнений, – вот что будет значить возлюбить Бога «более своей жизни»! Христос есть Живой Бог спасения, милости и любви. Привязать себя к этой любви можно только верой в то, что Христос есть Бог Воплощенный, и что все слова Его – жизнь вечная для тех, кто исполняет их. И вот на это привязывание, которое ждет Бог от каждого из нас, и ополчается со всею своею злобою и неистовством, обреченный темный хозяин этого мира, конвульсирующий сатана.

Предтечи лжехриста, пользуясь для своей цели трудностью борьбы в мире против похотей мира, кричат о «нежелательности» Христова учения. «Требованиями природы» называются требования греха. Тысячами и миллионами люди отдают без сопротивления свои сердца развязному и бесстыдному греху, начиная свое падение через укус сердца неверием в будущее праведное воздаяние.

Неверующее сердце слабо и неосновательно перед грехом. Вот отчего вихри мирового зла развеивают веру в мире.

Но как бы и кем бы ни развеивалась в мире вера в будущий мир Христов, – всякий, призывающий имя Господне, спасется. Всякий нелицемерно призвавший Христа – спасется верою своей, ибо везде Господь, как и святое Его Имя.

Всякий призвавший, поверивший, потекший умирающею душою к чистому источнику Христову, получает от Бога власть брать змей и давить их, выпивать смертоносное и пребывать здоровым. К тому, кто хранит себя, сатана не прикасается смертельным своим дыханием, – бушует вокруг, заходит в самую грудь, сжимает сердце, – но не смеет, не может войти во святое сердце человеческое, и человек спасается своею попаляющею сатану верою. Верующий просвещенный ум, как огонь, сжигает все ухищрения зла. Благодать Духа, открывающая ему высшие познания, сияет в нем, преображая весь его состав.

Истинная вера не слепа, она не отмахивается от искусительных вопросов и шопотов, она прямо смотрит в глаза всякому злу, видит его насквозь и обличает. От этого у истинно верующих людей небесное спокойствие в сердце, блаженная и непоколебимая тишина в душе. Потому что поднялись они над ползающими во прахе змеями и протекающими в этом прахе источниками мертвой воды. Нет уже мертвых вод для того, кто предвкусил радость Воскресения.