Ны́не же Христо́с воста́ от ме́ртвых, нача́ток уме́ршым бысть. Поне́же бо челове́ком смерть бысть, и челове́ком воскресе́ние ме́ртвых. Я́коже бо о Ада́ме вси умира́ют, та́кожде и о Христе́ вси оживу́т, ко́ждо же во свое́м чину́: нача́ток Христо́с, пото́м же Христу́ ве́ровавшии в прише́ствии Его́. (1 Кор. 15:20-23)
Святитель Иоанн Златоуст
Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам.
«Ны́не же Христо́с воста́ от ме́ртвых, нача́ток уме́ршым бысть» (1Кор.15:20). Показав, сколько зла может произойти от неверия в воскресение, он опять повторяет: «ны́не же Христо́с воста́ от ме́ртвых», постоянно присовокупляя: «от ме́ртвых», чтобы заградить уста еретиков. «Нача́ток уме́ршым бысть». Если Он «нача́ток», то и они должны воскреснуть. Но если бы (апостол) под именем воскресения говорил об освобождении от грехов, а без греха нет никого, – и сам даже Павел говорит: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1Кор.4:4), – то кто же воскреснет, по вашему мнению? Очевидно, что у него речь о (воскресении) тел.
А чтобы сделать это несомненным, он постоянно указывает на Христа, воскресшего во плоти; потом приводит и причину, потому что, как я сказал, когда что-нибудь утверждается, но не приводится причина, то учение не так скоро принимается многими. Какую же причину? «Поне́же бо челове́ком смерть бысть, и челове́ком воскресе́ние ме́ртвых» («Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых») (1Кор.15:21). Если человеком, то без сомнения имеющим тело. И посмотри на мудрость (апостола), как он доказывает еще с иной стороны необходимость (предложенной истины): побежденному, говорит, должно самому восстановить свое падшее естество и самому победить, потому что таким только образом может загладиться его бесчестье.
Посмотрим же, о какой он говорит смерти? «Я́коже бо о Ада́ме вси умира́ют, та́кожде и о Христе́ вси оживу́т» («Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут») (1Кор.15:22). Что же, скажи мне, все ли умерли в Адаме смертью греховной? Как (умер) Ной, праведный в роде своем? Как Авраам? Как Иов? Как все другие (праведники)? И все ли, скажи мне, оживут во Христе? Где же те, которые будут ввержены в геенну? Если это сказано о теле, то сказано верно; а если о праведности и о грехе, то неверно.
Далее, чтобы ты, слыша слова: «все оживут», не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: «ко́ждо же во свое́м чину́» («каждый в своем порядке») (1Кор.15:23). Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие. Начаток Христос, потом же Христовы, т.е. верующие и благочестивые.
Источник: Толкования Священного Писания на сайте монастыря Оптина пустынь