Юрий Власов: «Сила нужна, чтобы отстаивать высшие духовные ценности»

Памяти великого спортсмена и человека

Станислав Минаков

Юрий Власов

13 февраля 2021 года на 86-м году жизни завершил свой земной путь знаменитый тяжелоатлет, публицист, общественный деятель Юрий Власов.

Он вызывал восхищение во всех своих сферах деятельности. Умный, честный, совестливый, талантливый человек, интеллектуал и, если угодно, русский интеллигент — в самом лучшем смысле этого понятия. В 1960-е годы его по праву считали самым сильным человеком планеты. Он первый взметнул над головой штангу больше 200 килограммов. Прославленный олимпиец, он установил 31 мировой рекорд, завоевал 4 золота чемпионатов мира, 6 — чемпионатов Европы. Он был кумиром не только многих русских мальчишек, но и западных: актер Шварценеггер с детства мечтал о встрече с ним (и осуществил эту мечту в конце 1980-х).

Власов утверждал, что сила должна доказывать и утверждать величие духа и красоту преодоления, и именно в этом ее великая справедливость.

Он с отличием закончил Саратовское суворовское военное училище (1953) и Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского в Москве (1959).

Многие помнят, что, занимаясь тяжелой атлетикой, Власов печатался в тогда популярных литературно-публицистических журналах «Огонек» и «Юность», в газете «Известия», а после ухода из спорта написал несколько художественных повестей.

Юрий Власов писал много. Одно за другим выходили его произведения: «Белое мгновение», «Солёные радости», «Особый район Китая. 1942–1945» (под псевдонимом Владимиров), изданные на многих языках в разных странах. Главная книга Власова — «Справедливость силы» (1989). Прежде всего, она о том, что сила нужна, чтобы отстаивать высшие духовные ценности.

Сила нужна, чтобы отстаивать высшие духовные ценности

Юрий Власов был русским патриотом. Он написал и опубликовал книгу о современной России под названием «Временщики». В ней он, в частности, внятно оценил пропаганду разного рода безнравственного поведения, особенно губительного для детей и молодежи:

«Фильмы о проститутках, случается, идут днем, идут рано вечером, как и фильмы с раздеванием, сценами соития, оргазмами и прочими нескромными вещами (любовь не имеет ничего общего с той похабщиной, что набит телевизор). И это днем или рано вечером, когда их обязательно увидят дети и подростки. Кого они воспитывают? Вдруг повылезали невиданные прежде педерасты и прочие извращенцы. Шлюх принялись называть путанами. О них запели песни, как о людях почетных профессий… Растление превращает человека в червя, который уже не представляет угрозы миру наживы. Нет наций, нет народов, есть ничтожные, погруженные в свои инстинкты люди — это дает возможность захватывать их земли, лишать чувства Родины, обращать в стадо, пригодное лишь исполнять заказную работу… Воистину: разврати душу — и получишь тело. Нельзя забывать: люди без морали — это рабы».

«Нельзя забывать: люди без морали — это рабы»

Взглянув на его домашнее фото последних лет и увидев обилие икон, убеждаемся, что Юрий Петрович был православным человеком. В своей автобиографической повести «Формула воли: верить!» Власов анализирует тяжелый земной путь протопопа Аввакума, оказавшего на спортсмена влияние в период тяжелого заболевания, когда его организм стал практически рассыпаться.

Интересный образ нашел для сравнения Денис Тукмаков:

«Легендарный круг штангиста Юрия Власова на открытии Олимпиады-1964 в Токио — когда он через весь стадион нес знамя СССР на вытянутой руке, держа за конец древка, и никто на Земле не смог повторить такое, — он ведь сродни знаменитому кругу Джотто. Однажды Джотто нарисовал одним движением кисти идеальный круг — и всем, кто понимал, стал ясен масштаб его таланта. Так и с красным флагом в Токио — это был прекрасный вызов, брошенный остальному миру: русский богатырь может вот так, а вы — нет. Быть может, в глазах вечности, перед которой предстал теперь Власов, тот его круг — важнее всего, что он сделал в жизни».

Флаг Власов нес на двух Олимпийских играх: в 1960-м, в Риме, где победил, и в 1964-м, на церемонии открытия Игр, на которых неожиданно получит серебро (говорят, эту медаль он потом выбросил в окно).

Многим памятно, как Власова, рыцаря чести, перехитрил Жаботинский на Олимпиаде-64, когда два советских тяжа остались в борьбе за золото вдвоем. Власов щедро делился с другом секретами, которых немало у тяжей, и от этих секретов решающе много зависит в этом экстремальном спорте, вплоть до увечий и полной потери здоровья. Он был уверен, что друг не обманет, что все будет по-честному. Перед последней попыткой Власов был впереди, он спросил Жаботинского, сколько тот будет прибавлять, Жаботинский назвал мизер, и Власов решил не напрягаться, прибавил чуть больше и взял. Когда спускался с помоста, увидел хитрую улыбку Жаботинского и понял, что тот возьмет больше. Жаботинский обманул своего наставника и друга. Он понимал, что не выиграет у Власова, зная, какие веса тот берет на тренировках. И какой бы вес Жаботинский ни назвал, Власов мог взять больше. В итоге простодушный Власов оказался на втором месте…

Власов был и остается человеком-легендой. У детворы СССР их было трое: Юрий Гагарин, Лев Яшин, Юрий Власов.

Перед выходом на помост он бормотал стихи. И первую свою книгу назвал цитатой из Верхарна: «Себя преодолеть».

Власов едва ли не единственный среди штангистов не бросал штангу после ее подъема — всегда старался аккуратно вернуть ее обратно на помост.

Власов был исключением среди спортсменов этого вида спорта — высокий, стройный, привлекательный и с очень высокими показателями, которые, при его анатомии, выглядели фантастически. Повторить Власова смогли немногие. А те, кто повторил, имели иные параметры тела. Он первый предложил поднимать большие веса не пропорционально своему весу, а за счет увеличения силы мышц.

Очки отличали его от других спортсменов, это было необычно.

Журналист Виталий Бурт замечает:

«Власов был кумиром миллионов, при этом совершенно не походил на спортсмена. Большой, кряжистый — и в очках с толстой оправой. Из-за стекол — испытующий взгляд. Скорее, философ, мыслитель — он им и оказался, только позже, когда выпустил из рук гриф штанги и взялся за перо. Впрочем, не совсем так. Когда Юрий Власов был штангистом, то творил украдкой, после тренировок, ночью. …Когда давал интервью, говорил не только о спорте, но и о музыке, живописи, литературе. С русского легко переходил на английский, французский».

Власов воистину был эталоном силы и духа — упорным, непреклонным. Он вспоминал:

«Все складывалось у меня по-разному в разные годы. Сказать, что мое здоровье всегда было блестящим, нельзя, я перенес три страшные операции: опухоль на руке от удара штангой и две операции на позвоночнике, когда уже и родных предупредили, что я вряд ли выживу. Но и мой спорт был не любительский, это была не забава, это был поединок со смертью. После операции я не умер только благодаря спорту, я был очень силен духом, спорт воспитал волю. Я смог подняться и снова вернулся к железу… Но никогда спорт не был целью и единственным смыслом. Он всегда был тем подспорьем, что вело меня к решению других, более важных, на мой взгляд, задач».

«Никогда спорт не был целью и единственным смыслом»

Писатель Марина Кудимова заметила:

«Власов едва ли не в одиночку вывел культ спорта из языческой зоны. Но вывести политику из зоны грязи не смог. Его забыли сразу после того, как в предательском 1996-м за него проголосовали 0,2%. Меньше, чем за Брынцалова. Он сделал все, чтобы забыли поскорее. Жил отшельником, особенно после смерти жены. …Власова медленно убивали травмы, догоняли зверские перегрузки. Он знал, что такое боль. Он умел терпеть».

Власов был из тех, кто в сиюминутном не терял вечного — напротив, обретал. Он осуществился благодаря личной воле и славу свою не употребил во зло своей душе.

Как и многие из нас, Власов поверил в горбачевскую Перестройку:

«Чтобы мы, наконец, стали жить, не завидуя Западу, чтобы у наших людей тоже все было на мировом уровне — и жилища, и машины, и бытовая техника, и свобода слова, чтобы мы искренне, даже в кухонных разговорах, могли гордиться своей страной…».

Однако памятно спокойное, уверенное, смелое критичное выступление Юрия Власова на I Съезде народных депутатов СССР.

​​

В марте 1992 г., в разгар «шоковой терапии» (под этими словами скрывалось небывалое всенародное ограбление), Власов опубликовал статью «Сумерки демократии», в которой так выразил свое видение:

«Реформы необходимо проводить с такой глубиной, размахом и темпом, чтобы не сломать хребет народа, чтобы не довести его до физического вырождения, подрыва основ государства».

Ю. Власов фундаментально критиковал Ельцина, его политику, систему, невиданный размах коррупции.

Был Юрий Власов и депутатом Государственной думы России. Баллотировался на пост мэра Москвы. Участвовал в выборах и президента России. Его предвыборная программа в президенты 1996 г. гласила:

«Есть лишь одна-единственная сила, которая способна соединить едва ли не всех и при этом стать идеологической основой Российского государства, — народный патриотизм».

В своей программе он выделял главные задачи страны: победить бедность, прекратить разграбление крупнейших предприятий из-за недобросовестной приватизации, остановить утечку умов.

В конце концов Власов ушел из политики. Рассказывал, что, участвуя в выборах президента, столкнулся с потоком лжи и клеветы:

«Меня неоднократно приглашали в ‟Президент-Отель”, где был выборный штаб Ельцина. Я мог сделать выбор. Или играть по их правилам, и тогда мне предлагали партию, деньги, высокий рейтинг, широкий доступ в СМИ. Или полная блокада в печати, ноль процентов на всех выборах, очень трудное будущее. И я этот выбор сделал. Тогда за две недели до голосования по стране пустили ‟Спецвыпуск” с некрологом, что я умер…».

Власов издал больше двух десятков книг. «Особый район Китая» — дневники отца, кадрового разведчика Петра Власова, который работал за границей под фамилией Владимиров — был военным корреспондентом.

«Прочитав за одну ночь его книгу ‟Соленые радости”, — вспоминает один интернет-комментатор, — утром я, тринадцатилетний пацан, побежал во Дворец спорта и записался в секцию тяжелой атлетики».

Юрий Петрович оставил нам и такие книги: «Кто правит бал», «Русь без вождя», «Мы есть и будем». Центральным и наиболее монументальным в опубликованном творчестве Власова считают трехтомное сочинение «Огненный Крест» (1991–1993), основанное на историософском и нравственно-этическом осмыслении катастрофических событий, постигших Россию в XX веке и связанных с Октябрьским переворотом 1917 года, который Власов оценивал как «огромную сатанинскую акцию против творения Божьего», и его последствиями.

По словам самого автора, написать роман о революции он задумал еще в 1959-м г., и с этого момента, подвергая себя опасности со стороны КГБ, начал собирать материал для будущей книги.

Первая книга трилогии — «‟Женевский” счет» — рассматривает истоки и начало революционного насилия в России. Все кровавые события, порожденные ленинизмом, Власов отсчитывает от 1902 г., когда на одном из диспутов российской эмиграции в Женеве Плеханов произнес роковые слова:

«Мы не станем… стрелять теперь в Царя и его прислужников, но после победы мы воздвигнем для них гильотину на Казанской площади…».

Обещание сбылось через 16 лет в Екатеринбурге: расстрел Царской семьи — знак начала всего последующего кровопролития. Это — кульминация книги. Поэтому далее Власов называет большевистский карательный аппарат «женевской гадиной».

Относительности большевистского понятия о преступлении Власов противопоставляет абсолют христианской нравственности, и поэтому в своей глубинной концептуальной сущности «Огненный Крест» близок «Преступлению и наказанию» Достоевского.

Сущностны стержневые слова Юрия Власова:

«Хоть при социализме, хоть при капитализме — подхалимам хорошо живется. Нет у тебя хребта, готов ползать и лизать — ты при любом строе будешь очень нужный человек. Есть у тебя стержень, принципы — при любом строе тебя сотрут и сомнут, такие люди не нужны. У меня — был стержень».

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Георгия, стержневого русского человека!

Станислав Минаков

25 февраля 2021 г.

Источник: портал Православие.ру