Что мы празднуем 4 ноября в День народного единства?

minin-and-pozharsky

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Китай-город. После этой ключевой победы в Москве польские интервенты были изгнаны из русской земли. Чрез 4 дня был освобождён Кремль. Ещё через месяц после безуспешных попыток удержаться в России польский король отдал приказ о всеобщем отступлении.

Почему эта дата так важна?

Смутное время (1598-1612 год) едва не стало завершающим периодом истории русского государства. Противоречия в обществе сопровождались стихийными бедствиями. Три неурожайных года привели к страшному голоду. Из-за кризиса власти воцарилась анархия, на дорогах хозяйничали разбойники. В ответ на внутренние нестроения последовали нападения внешних врагов. В результате на царском престоле в Кремле воссел польский царевич.

Победа 4 ноября повернула ход истории. С изгнанием поляков завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

Как поляки оказались в Москве?

Войска одного за другим Лжедмитриев состояли из русских, казаков и поляков — все они руководились низкими интересами наживы, и не получая жалования, безнаказанно занимались разбоем и грабежами. Для спасения Руси от второго Лжедмитрия царь Василий Шуйский, не имевший у русских людей царского авторитета, обратился за помощью к шведам. Союз со шведами спровоцировал поход на Русь польского короля Сигизмунда III, так как поляки со шведами находились в состоянии войны. Святейший Патриарх Гермоген призывал бунтовщиков к миру, народ — к единению и твёрдо противостоял изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество.

Когда Лжедмитрий подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Гермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

Русь была истощена, разорена и обезглавлена. Продолжение безвластия сулило Русскому государству скорую гибель, и Патриарх Гермоген предложил избрать на царство принадлежащего к старому боярскому роду Михаила Романова, который не участвовал в изменах и шатаниях смутного времени. Однако, московские бояре низложили Шуйского и призвали на царство польского королевича Владислава при условии принятия им православия. Польская сторона условий не приняла, но в Москве разместился польский гарнизон. Патриарх, который выступил против польской власти, был заточён в Чудовом монастыре в Москве. Из заточения он рассылал в разные города грамоты, призывая народ объединиться для освобождения православного Отечества и «ду­ши свои по­ло­жи­ти за дом Пре­чи­стой и за ве­ру». Патриарх Гермоген стал вдохновителем и молитвенником за объединение православного народа Руси, за что в 1612 году принял мученическую смерть от поляков.

Последние дни русской истории?

Национальное воодушевление освободиться от поляков было так велико, что захватило даже донское казачество. К занятой поляками Москве пришло стотысячное войско, собравшееся по разным областям Руси и из казачества. Из войска был выбран собор для управления государственными делами. Но объединение земских людей с казачеством оказалось не жизнеспособным, так как первым нужно было крепкое государство, а вторым — вольница. В такой противоречивый союз легко было внести разлад, и действительно первое ополчение разложилось. Тогда шведы взяли Великий Новгород, поляки — героически оборонявшийся Смоленск, Сигизмунд III пленил и отправил в Польшу русское посольство, стоявший в Москве польский гарнизон сжёг столицу, а в Пскове объявился очередной Лжедмитрий. В завершение бедственной картины повсюду бродили шайки разбойников: польские, русские и казачьи. Время настало настолько критическое, что, казалось, Русское государство переживало последние дни.

Перелом

Молитвами святого Патриарха, под влиянием его грамот против поляков и казачества, в Нижнем Новгороде стало формироваться второе ополчение. Но раньше всего новогородцы занялись денежным вопросом. Посадский торговый человек Кузьма Минин на мирском сборе горячо убеждал не жалеть имения своего и ничего не жалеть, чтобы помочь Московскому государству. Мир порешил давать «третью деньгу», то есть треть имущества. Кто утаивал, с того брали силой. Были люди, которые жертвовали почти всё, что имели. Кузьма Минин вёл активную организационную деятельность.

На призыв Нижнего Новгорода последовать его примеру откликнулись многие русские города. Возглавить новое войско пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который уже был ранен под Москвой, сражаясь в первом ополчении. Новое ополчение объединяло разные сословия и по дороге к Москве пополнялось войсками из других областей. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую передали князю Димитрию. В согласии с наказом Святителя Гермогена и помня опыт первого ополчения, действовали отдельно от казаков и против казаков. Так как все сомнительные союзы — царя со шведами, бояр с поляками, первого ополчения с казаками — после малых успехов завершились поражением.

Так в трудное время русские люди впервые думали не о личных бедах, но об общем деле, о спасении православного Отечества, для существования которого необходимо было восстановление государства. Все слои населения и все земли объединились верой православной.

Начало истории

Москву освободили от поляков через два месяца осады. Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. 22 октября войска Дмитрия Пожарского взяли Китай-город, польский гарнизон отступил в Кремль и через 2 дня сдался. После «очищения Москвы» от поляков Земский собор — высшая власть в ополчении — организовал и провёл выборы царя. Для этого в январе 1613 года в Москву съехались выборные люди со всей Руси, постановили из иностранцев и самозванцев не выбирать и после долгой и сложной выборной кампании в феврале месяце мирно сошлись на кандидатуре Михаила Романова. По общему представлению, государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала!

11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Кто такие Минин и Пожарский?

Нижегородский земский староста Кузьма Минин сыграл большую роль в создании народного ополчения, обратившись с призывом к горожанам дать отпор врагу. Собралось огромное по тем временам войско — более 10 тыс. служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский – герой первого Ополчения, а Минин стал его помощником и казначеем.

В благодарность за помощь и заступничество Божией Матери князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил на Красной площади в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора. В 1642 году, незадолго до смерти, князь Дмитрий Пожарский постригся в монахи. И взял себе, как положено при постриге, новое имя. Имя это было Кузьма (по-церковному – Косма).

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади было решено установить памятник “Гражданину Минину и князю Пожарскому”. Перед этим был объявлен конкурс. Победил в нём скульптор Иван Мартос. Памятник был сооружен в Петербурге, затем по воде переправлен в Москву. Первоначально памятник был установлен на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды (нынешний ГУМ). В 1931 году памятник посчитали помехой для проведения демонстраций и перенесли к собору Василия Блаженного, где он и находится по сей день.

Когда 4 ноября стало праздником?

В 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником. Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери “за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года”.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

Как икона оказалась связана с историей освобождения Москвы?

Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войско вошло в Москву. Перед штурмом Китай-города воины ополчения постились и служили молебны перед Казанской иконой.

Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу. Собор построен из “царского кирпича” на месте сгоревшего деревянного собора, основанного князем Пожарским.

Если праздник существовал, зачем его снова ввели в 2005 году?

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, которое получило статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года.

Почему праздник называется День народного единства?

В 1612 году все земли русские объединились для спасения православного Отечества. Всем народом снаряжали второе Ополчение, в которое вошли многие национальности. Все силы народа при отсутствии центральной власти(!) были направлены на восстановление своего государства.