Поэзия любящей души. Памяти А.А.Солодовникова

Александр Александрович Солодовников (24 июня 1893 — 16 ноября 1974) — русский духовный поэт, композитор, прозаик и драматург.

Елена Шведова “Цветущий май”

Думается, русская поэзия была бы ощутимо беднее, если б в ее сокровищнице не имелось драгоценных жемчужин, которые привнес туда Александр Александрович Солодовников (1893–1974 гг.) – замечательный русский религиозный поэт XX-го столетия. Его яркое и самобытное творчество проникнуто светлым, оптимистическим взглядом на жизнь, нерушимой верой в конечную победу добра над злом.

Знакомясь с поэтическим наследием этого автора, словно входишь в прекрасный сад, наполненный редкостными по красоте и благородству цветами и деревьями. Не случайно объемистый томик с его стихотворениями, который увидел свет в 2010 году, называется “В светлом саду христианства”.

Что же это за сад такой, о котором столь выразительно пишет Александр Александрович? Это наш земной мир, наполненный присутствием благодати Божией.

Силою своего поэтического дарования, своим художественным словом автор касается разных явлений жизни этого сада. Подобно искусному музыканту он затрагивает разные струны его бытия: природу, людей, события их личной и общественной жизни, так что звучит песнь, воспевающая красоту жизни под сенью благодати Божией; а также слышится печаль о тех, кто эту благодать, эту помощь свыше не принимает.

Одно из своих стихотворений А.А.Солодовников посвятил красоте и символичности ночного неба, назвав его “Ночь под звездами”:

Свершает ночь свое богослуженье,
Мерцая, движется созвездий крестный ход.
По храму неба стройное движенье
Одной струей торжественно течет.
Едва свилась закатная завеса,
Пошли огни, которым нет числа:
Крест Лебедя, светильник Геркулеса,
Тройной огонь созвездия Орла.
Прекрасной Веги нежная лампада,
Кассиопеи знак, а вслед за ней
Снопом свечей горящие Плеяды,
Пегас и Андромеда, и Персей.
Кастор и Поллукс друг за другом близко
Идут вдвоем. Капеллы хор поет,
И Орион, небес архиепископ
Великолепный совершает ход.
Обходят все вкруг чаши драгоценной
Медведицы… Таинственно она
В глубинах неба, в алтаре вселенной
Века веков
Творцом утверждена.
Но вот прошли небесные светила,
Исполнен чин, творимый бездны лет,
И вспыхнуло зари паникадило,

Хвала Тебе,
явившему
нам
свет!

(1940, Колыма, ночная смена)

Примечательно место написания этого стихотворения. На колымской каторге, работая на оловянном руднике, поэт пребывает в молитве. Душа его погружена в атмосферу православного богослужения. Благодаря этому он смог увидеть в движении созвездий ночного неба подобие богослужения, совершаемого в храмах на земле; и вместе с тем ему символически открывается связь земного богослужения с небесным.

Так, созвездие Большой Медведицы ему видится похожим на чашу со Святыми Дарами, которую священник выносит к народу для Причастия, а созвездия, окружающие её – это как бы священнослужители, совершающие небесную литургию.

А вот другое стихотворение – “Май в Лешкове”.

По утрам просыпаюсь под пенье
Флейты иволги за окном,
И иду умываться сиренью,
Погружаясь в нее лицом.
Я целую душистые кисти,
Окропляю себя росой,
И сливаю с шуршаньем листьев
Благодарственный шепот свой.
А с недальней лесной опушки
Призывает читать канон
Настоятельный возглас кукушки
И блаженных ландышей звон.
Там, в лесу, для молитвенной встречи
Все готово и сосны стоят,
Золотые затепливши свечи
И возносится трав аромат.

Боже мой! Велика Твоя милость!
Ты позволил мне жить, как в раю,
Презирая душевную хилость
И великую скверну мою!

(1957 г., дер. Лешково на реке Истре)

Замечательно, что это светлое стихотворение написано человеком, которому в жизни пришлось перенести много трагического.

Блестящую будущность А.А.Солодовникова, выпускника юридического факультета Московского Университета, перечеркнула война и революция. Он оказывается в Саратовской тюрьме, а затем в лагере под Саратовом.

Юлия Ланкова “Вербное воскресенье”

Зима 1927 г. выдалась суровой и голодной, квартиры не отапливались. Солодовников теряет своего 3-месячного сына, а в 1934 г. из-за беспечности врачей умирает его дочь, не достигшая 9-ти лет. Затем следует череда арестов, тюрем и ссылка. Семнадцать долгих лет было проведено на Колыме. В 1956 г. поэт получает извещение о своей реабилитации. Впоследствии, в одном из своих стихотворений, вспоминая о своих усопших родственниках, поэт напишет:

Пришёл я ко всенощной с вербой в руках,
С расцветшими ветками в нежных пушках.
Пушистые шарики трогаю я –
Вот этот – умершая дочка моя.
Тот мягонький птенчик –
Сын мой младенчик,
Двоешка под крепким брусничным листом –
Во всём неразлучные мать с отцом.

Тот шарик без зелени –
Друг мой расстрелянный,
К веткам прильнувший –
Племяш утонувший,
Смятый и скрученный –
Брат мой замученный,
А тот глянцевитый –
Брат мой убитый.

Шариков хватит на ветках тугих
Для всех отошедших моих дорогих.

Кажется, столько горечи, сколько поводов кручиниться и скорбеть об утратах, но поэт неожиданно продолжает:

Лица людей – лики икон,
Каждый свечою своей озарён.
Вербная роща в храм внесена,
В каждое сердце входит весна.
Радостно пение:
Всем воскресение!
Общее, общее всем воскресение!
Трепетны свечи
Радостью встречи,
Смысл уясняется в каждой судьбе.
Слава Тебе! Слава Тебе!

(2 апреля 1961 г.)

У Солодовникова мы находим твердую веру, что в душу каждого человека может прийти весна благодатной жизни в Боге (если человек стремится приобщиться ко Христу через личное свое крестоношение – через Пасху крестную к Пасхе воскресной), что Пасхальная победа Христова живит и усопших; и вместе с тем, что в молитвенном поминовении усопших мы обретаем уверение от Бога в их реальном существовании, и, наконец, что для нас имеется надежда встретиться с ними в вечности, в Царствии Небесном – все это вдохновляет его терпеливо и с благодарностью переносить скорби и лишения временной жизни ради Христа, с надеждой смотреть в будущее.

В другом стихотворении он пишет:

Я бессилен, бессилен, бессилен
Самого себя изменить –
Скверной обилен
Неспособен жарко любить.
Одержимый тщеславьем приступным,
Очерствел, возгордился, померк,
Но прошу у Христа неотступно,
Чтобы Он меня не отверг.
Я прошу не только прощенья,
О холодности сердца скорбя,
Я прошу целиком измененья,
Обновленья всего себя…

Важнейшие христианские качества: вера, покаяние, смирение и, конечно, трудолюбие помогли А.А.Солодовникову стать замечательным орудием Промысла Божия, цевницею словесной – премудрой и сладкозвучной, возвещающей о делах промысла Божия в этом мире.

Всю свою жизнь поэт не переставал удивляться красоте и целесообразности мироздания, задуманного Творцом – в его законах, явлениях и отдельных предметах, и в природе, и в человеке; удивляться и восхищаться, выражая свои мысли и переживания в стихах, хотя писал он их, главным образом, “в стол”, сообразуясь с реалиями тогдашнего атеистического времени.

При жизни Александра Александровича в советских издательствах вышли в свет лишь некоторые детские его стихотворения. И было это в далекие 20-30-е гг. Кое-что публиковалось в самиздатовских сборниках и за рубежом. И только сейчас его произведения становятся все более и более известны, находят своего массового читателя.

Известно, что в людях, имеющих душевное расположение, которое воспитывал в себе Александр Александрович, благодать Божия находит себе надежное пристанище и начинает проявлять себя в них и через них многообразно, сообразуясь с задатками и способностями людей, помогая им становиться поэтами в самом широком значении этого слова. В своем стихотворенье “Раздумье” А.А.Солодовников скажет об этом так:

Жил на свете художник,
А ему говорили:
“Пустоцвет-придорожник,
Посеревший от пыли.
– Ни стиха, ни картины,
Ни доходчивой польки.

Вечные именины
Торжествующий только!”
“Почему вы не немы? –
Закричал я на это.
– Жизнью ткущий поэму
Разве меньше поэта? ”

Не призван ли каждый из нас стать поэтом в широком значении этого слова, составлять поэму не только из слов, но и из … мыслей, сердечных переживаний и дел своей жизни? Стремиться к наивысшей поэзии, которая состоит во взаимной любви Бога и человека.

Любовь Божия глубока и постоянна. Не достает только силы и постоянства у нашей человеческой любви. А ведь в союзе этой любви кроется важнейшее созидательное начало нашей жизни, залог благополучия для нас и многих окружающих людей. Как нужна нам любовь…

Панов Эдуард “Сиреневый май”

Ведь, если у нас имеется чувство справедливости, но нет любви – мы бываем жестоки. Приветливость же без любви делает нас лицемерными. Или власть без любви – она способна превратить человека в насильника. Только сообща с Богом мы делает что-либо по-настоящему доброе. В стихотворении “Нить бытия” А.А.Солодовников говорит об этом очень глубоко и поэтично:

Бог ткань моих коротких дней
Ткет сообща со мной:
Я подбираю краски к ней —
Он мастер основной.
Вот нить печали вплетена.
Я, глупый, изумлен.
Но мне изнанка лишь видна —
Лицо же видит Он.
Мне вид изнанки надоел,
И ждать мне не досуг!
И я беру для добрых дел
Станок из Божьих рук.
Мой план хорош, и нить крепка,
И ладится узор,
Моя уверена рука,
И мой не дрогнет взор!
Я ткал, и ткал орнамент свой,
Не ел, не пил, не спал…
И, наконец, на суд людской
Мой гордый труд предстал.
Там, на жгутах страстей моих,
В смертельных узах зла
Обрывок ниточки Любви
Колышется едва…
Господь взглянул и тихо взял
Станок старинный Свой.
И вся толпа следила за
Божественной рукой.
Он ничего не исправлял,
Что было б мне в укор
Но нить судьбы моей вплетал
В Небесный Свой узор.
С тех пор не тку я полотна,
Коль в этом не силен.
Ведь мне изнанка лишь видна —
Лицо же видит Он.

Необходимость ткать полотно своей судьбы с Божией помощью – это завет каждому из нас.

Драгоценные жемчужины творчества А.А.Солодовникова имеют большую духовную цену – ведь это сокровища цельного христианского мировоззрения, где в каждом затрагиваемом предмете обнаруживается связь временного с вечным.

Помимо стихотворений он сочинял еще Рождественские пьесы, создавал музыкальное сопровождение для отдельных своих стихотворений и пьес, занимался краеведением г. Москвы: писал очерки о замечательных людях, погребенных в ее некрополях.

Нам еще долго предстоит открывать для себя глубину и красоту многогранного творчества самобытного русского поэта – Александра Александровича Солодовникова.

Источник: Информационный портал Рязанской епархии «Логосъ»