После создания азбуки именно ему святые Кирилл и Мефодий посвятили первое сочинение на славянском языке

Святой великомученик Димитрий Солунский

Память – 8 ноября по нов. ст. (26 октября по ст. ст.)

Долгожданный сын

Святой Димитрий родился в Солуни [1] — главном городе римской провинции Македонии. По преданию, его род имел славянское происхождение. Заканчивался третий век христианства, и языческие правители обширной Римской империи подвергали христиан жестоким гонениям.

Отец Димитрия — знатный гражданин империи, был проконсулом в Солуни. Он и его жена приняли христианскую веру. В одной из многочисленных комнат большого дома супруги устроили тайную домовую церковь. Там, преклонив колени пред святыми иконами, они горячо молились Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице.

Проконсул и его жена отличались благочестием и справедливым отношением к людям. Они щедро раздавали нищим милостыню и никогда не отказывали нуждающимся. Жили супруги безбедно, но лишь одно печалило их — бездетность. В непрестанных молитвах они просили Господа о даровании им наследника. И Всевышний внял их мольбам — у супругов появился долгожданный сын, названный Димитрием. По всей Солуни разнеслась весть о рождении у проконсула наследника. Счастливый отец младенца устроил пир для всex горожан.

dimitriy_solun_1

Перемена

Димитрий рос, радуя родителей. Имея великодушный характер, он не кичился своим положением: первым кланялся людям, встречающимся на городских улицах. В играх с другими детьми мальчик не превозносился, жалел тех, кто слабее. Родители с любовью воспитывали единственного сына. Он получил достойное образование. Кроме необходимых наук, Димитрий освоил и военные умения: метко стрелял из лука, умело владел мечом и отлично держался в седле. Проконсул и его жена не могли нарадоваться на сына. Все полагали, что отрока ожидает великое будущее.

Когда родители убедились, что Димитрий не по годам умён и рассудителен, они решились открыть ему свою тайну о вере во Христа. Отец взял сына за руку и привёл в домовую церковь, о которой тот и не догадывался. Следом вошла мать. Переступив порог, отрок замер в удивлении, широко распахнув глаза.

 — Вот святой образ Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю, — сказал отец, подведя сына к алтарю. — А вот это — лик Пресвятой Богородицы.
Затаив дыхание, слушал мальчик своих родителей. Те рассказали ему об Иисусе Христе и о Его святых Заповедях, объяснили, насколько пагубна вера в языческих богов, которым поклонялось большинство жителей Римской империи. В этот день в душе Димитрия совершился переворот. Он уверовал в Господа. Мальчик переменился. Стал сдержаннее. Военное поприще, о котором он ранее мечтал, уже не так привлекало его. Более близкими ему стали два слова: «воин Христа».

Вскоре родители пригласили в потаённый храм священника и в присутствии нескольких друзей-христиан крестили сына. Преподав сыну пример богоугодной жизни, отец Димитрия отошёл ко Господу, оставив сыну великое богатство, имения и слуг. Ненадолго пережила проконсула и его супруга. Так Димитрий остался один.

Фессалоники (Греция). Вид с моря на старый город Автор: Ian Kehoe - Uploaded to en as en:Image:Thessaloniki_Upper_Town2.jpg on September 12 2006., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1216954

Фессалоники (Греция). Вид с моря на старый город Автор: Ian Kehoe – Uploaded to en as en:Image:Thessaloniki_Upper_Town2.jpg on September 12 2006., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1216954

Юный правитель

Император Галерий Максимиан, узнав о кончине проконсула Солуни, спросил своих придворных: Кто от моего имени станет править в провинции?
 — У проконсула остался сын. Он славен разумом и мужеством.

 — Позовите его ко мне. Помчались в Солунь гонцы. И вскоре Димитрий предстал перед императором.
Долго Максимиан расспрашивал юношу. Наконец, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил Димитрия преемником отца.

 — Управляй Солунью, — сказал в напутствие император. — Защищай город от набегов варваров да очисти его от нечестивых христиан. Предавай смерти каждого, кто только произнесёт имя Христа!

Приняв императорское назначение, Димитрий возвратился домой и с почестями был встречен жителями города. Первое императорское повеление Димитрий исполнял строго. Но второе — гнать и казнить христиан — не исполнял вовсе. Не боясь язычников, он открыто исповедовал и прославлял Христа. Многие горожане приходили послушать его на городскую площадь. Димитрий учил горожан Заповедям Божиим, обращал многих в истинную веру, искоренял языческие обычаи и идолопоклонство. Для Солуни в своей учительной ревности Димитрий стал подобен апостолу Павлу, поскольку именно сей «апостол языков» основал когда-то в этом греческом городе первую общину христиан.

Молва о молодом солунском защитнике христиан распространилась по Римской империи. Ревностные язычники не замедлили донести Максимиану. Гнев охватил императора: Назначенный им новый проконсул Солуни оказался христианином и к тому же своим примером обратил в веру Христову многих римских подданных. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император Максимиан решил повести армию через Солунь и расправиться там с христианами.

Узнав о приближении императора с войском, Димитрий понял, что Господь готовит ему испытания. Молодой проконсул прекрасно знал, что правитель ненавидит христиан, поэтому он поручил верному слуге Луппу раздать немедленно всё его имущество бедным и нуждающимся.

 — Раздели земное богатство между ними, — сказал Димитрий, — а мы будем искать себе богатства Небесного. Сам проконсул Солуни не обратился в бегство, а стал молиться, готовясь принять венец мученический. Войдя в город, император сразу же приказал:
— Приведите ко мне Димитрия. Святой смело предстал перед правителем.
— Правда ли то, что о тебе говорят? — грозно спросил Максимиан.
— Да, я верую во Христа, — произнёс с достоинством Димитрий.
— Отведите его в темницу, — повелел император. — Отложим суд на завтра. Сегодня же немного развлечёмся.

И Максимиан направился к городскому цирку. Там устраивалось его любимое зрелище — единоборство гладиаторов. А поборника истинной веры Димитрия заключили в подземелье. Находясь в заточении, Димитрий горячо молился, прославляя истинного Бога. Диавол хотел устрашить его и, превратившись в скорпиона, пытался ужалить святого. Крестным знамением осенил себя Димитрий и наступил на скорпиона. Затем ему явился Ангел, который возложил венец на его голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Явление Ангела ободрило Димитрия, и он приготовился перенести страдания за истинную веру.

Подвиг святого Нестора

Тем временем, по случаю прибытия в Солунь императора Максимиана, в цирке проводились большие гладиаторские бои. Они шли несколько дней. Среди борцов выделялся огромным ростом, невероятной силой и жестокостью один вандал по имени Лий. Сам Максимиан покровительствовал ему, выделяя среди всех других гладиаторов и щедро одаривая. Лий без жалости убивал соперников в поединках. Не было никого, кто бы решился выступить против этого свирепого вандала. И на этот раз любимцу императора не оказалось равных: он побеждал соперников и сбрасывал их с высокого помоста арены прямо на подставленные копья солдат. В числе погибших были в основном христиане, которых схватили и насильно заставили сражаться с жестоким Лием. Несчастные терпели мученическую кончину. Максимиан же с большим удовольствием смотрел на это кровавое зрелище, аплодировал очередной победе своего любимого гладиатора, силе которого никто не мог противостоять.

Среди невольных зрителей находился юный христианин Нестор. С негодованием смотрел он на зверство язычников. Жалея христиан, посылаемых на неравный бой, он задумал с Божией помощью прекратить это злодейство. Будучи другом Димитрию, Нестор отправился к нему в темницу. Здесь юный христианин, рассказав о содеянном Лием, сообщил о своём желании сразиться с этим жестоким губителем христиан. Он попросил у святого благословения и молитв. Димитрий благословил юношу на состязание и, осенив его крестным знамением, предсказал:

— Ты одолеешь Лия, но и сам претерпишь муки за Христа! Нестор вернулся в цирк, где продолжались неравные гладиаторские бои. Глашатай в очередной раз стал вызывать воинов, желающих сразиться с Лием.
 — Я буду драться, — крикнул Нестор и, сбежав по ступенькам, вышел на арену.

Император поразился смелости солунского юноши.

 — Послушай, от бедности своей ты решил сейчас быстро разбогатеть. Но ты ошибаешься. Скорее лишишься жизни, чем избавишься от нищеты. Жалея твою молодость, даю тебе за твою отвагу достойное вознаграждение. Ступай и сохрани свою жизнь.
 — Твоего золота не хочу. Не из-за него вышел я на арену. Желаю победить Лия и его славу о непобедимости, — храбро ответил Нестор.
Он осенил себя знамением Честного Креста, поднял глаза к небу и во всеуслышание произнёс:
 — Боже Димитриев! Помоги мне победить свирепого язычника!

И Господь услышал его и дал ему такую силу, что Нестор, будучи небольшого роста, одолел жестокого Лия и сбросил того с помоста на острые копья. Поединок закончился. Все на трибунах замерли.

Гибель любимого гладиатора опечалила императора. Вместо вознаграждения, разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить юного победителя. Юношу отвели к городским воротам и обезглавили. Так отважный христианин Нестор принял венец мученика.

Мученики за веру

Но казнь Нестора не утешила императора. Он очень печалился о гибели Лия. А тут услужливые придворные донесли:
 — Казнённый юноша перед боем заходил к Димитрию в темницу. Они о чем-то говорили… Это узник уговорил Нестора сразиться с Лием…
 — Раз мой любимый гладиатор погиб от острых копий, — решил император, — то пусть такою же смертью умрёт и проконсул-христианин.

И на рассвете 26 октября 306 года к темнице Димитрия направились воины.

Святой, зная о грозящих ему муках, готовился принять их и молился. С шумом ворвались в темницу воины и безжалостно пронзили Димитрия копьями. Так мученик во имя Христа предал в руки Господа честную душу свою.

Ночью христиане взяли тайно тело святого Димитрия и благоговейно погребли его. Слуга Лупп, христианин, сохранил обагрённую честной кровью ризу и перстень своего господина. От этой ризы и перстня стали совершаться многие чудеса: исцелялись больные, изгонялись злые духи. Люди приходили со своими бедами к Луппу, и он помогал им. Многие язычники убеждались во всемогуществе христианского Бога и принимали истинную веру. Об этом узнал император Максимиан и повелел казнить Луппа. И верный слуга отошёл ко Господу вслед за своим господином.

Чудеса

dimitriy_solun_2

При правителе Римской империи святом равноапостольном Константине, когда гонения на христиан закончились, над могилой святого Димитрия воздвигли церковь. Много разных чудес и исцелений от недугов совершалось в ней. Один знатный вельможа по имени Леонтий тяжко захворал. Ничто ему не помогало. Услышал он о чудесной помощи великомученика, обратился с молитвой к нему, попросил отнести себя в храм и положить на то место, где был погребён святой. Тотчас он полностью исцелился. В знак благодарности Леонтий на месте ветхого храма выстроил самую большую в городе Солуни церковь во имя святого Димитрия. При её строительстве были обретены нетленные мощи святого великомученика. Из них истекало благоуханное миро.

Защитник и небесный покровитель Солуни святой Димитрий никогда не оставлял родного города во время нападений врагов. Неоднократно осаждавшие город славяне-язычники видели «мужа огненного и сияющего на белом коне», помогающего защитникам. В ужасе перед неведомой силой они отступали. Много известно чудес о том, как святой освобождал пленных, исцелял больных, спасал горожан от болезней и голода.

По количеству икон среди святых Димитрий Солунский уступает в православном мире только великомученику Георгию Победоносцу. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Как и св. Георгий, Димитрий Солунский не участвовал в военных действах. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.

Болгары и сербы с древнейших времён чтят великомученика Димитрия Солунского как покровителя славян. Первым сочинением на славянском языке является «Канон Димитрию Солунскому», который составили святые Кирилл и Мефодий (также уроженцы Салоник) после создания славянской азбуки. Почитание святого великомученика Димитрия Русской Православной Церковью началось сразу после Крещения Руси. В начале 70-х годов XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, известный впоследствии как Михайловский Златоверхий монастырь. В 80-е годы XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский возвёл храм во имя святого великомученика Димитрия. Этот храм стал первой каменной церковью Московского Кремля.

Великий князь Всеволод Юрьевич в 1197 году перенёс из Солуни во Владимир чудотворную икону, написанную на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом — во Владимире. А накануне Куликовской битвы святым благоверным князем Димитрием Донским эта великая святыня была торжественно перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского русскими воинами была одержана решающая победа над монголо-татарской ордой на Куликовом поле в 1380 году.

После этого события в память о павших в бою русских воинах была установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота, в ближайшую субботу перед праздником святого великомученика Димитрия Солунского.

Автор: Дмитрий Камшилин. Original uploader was Dmitry Kamshilin at ru.wikipedia - Transferred from ru.wikipedia; transferred to Commons by User:Pauk using CommonsHelper., CC BY 2.5, Link

Храм Дмитрия Солунского во Владимире, XII век (придворный храм кн.Всеволода, вмч. Димитрий был его небесным покровителем).
Автор: Дмитрий Камшилин. Источник: ru.wikipedia; transferred to Commons by User:Pauk using CommonsHelper., CC BY 2.5, Link


Храм Дмитрия Солунского в Великом Новгороде, 1381 г. В церковной летописи, висящей на доске в Дмитриевской церкви значится, что она, с находящимися в ней двумя приделами, построена в 1381 году великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским, во имя  его ангела и в благодарность за победу на Куликовом поле над татарами.

Храм Дмитрия Солунского в Великом Новгороде, 1381 г. В церковной летописи, висящей на доске в Дмитриевской церкви в Великом Новгороде значится, что она, с находящимися в ней двумя приделами, построена в 1381 году великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским, во имя его ангела и в благодарность за победу на Куликовом поле над татарами.



Источник: сайт храма вмч. Димитрия Солунского в Великом Новогороде


[1] Солунь — старое славянское название города Фессалоники, который также именуется Салоники (Греция).