О богослужении в Великий Четверток.

В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

56662.bТайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

В богослужении Четверга продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого Четвертка, который также исполняется и на утрене Великой Пятницы:

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались),
тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел)
и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает.

Виждь, имений рачителю (собиратель),
сих ради удавление употребивша:
бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия
(беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю).
Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.

В первой части этого тропаря говорится о том, что произошло в Великий Четверг: ученики просвещаются на Тайной вечери, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает судиям беззаконным.

Вторая часть тропаря содержит обращение, но не к участнику евангельских событий. А к каждому из нас: «Виждь, имений рачителю» – посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретения употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой. «Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия» – убегай этого, стремись, чтобы у тебя не было такой несытой души, которая на такое решилась, ради любви к деньгам решилась предать Учителя.