От Пасхи до Вознесения

утро Радуницы, во вторник на Фоминой, я просыпаюсь от щебета–журчанья: реполов мой поет! И во всем доме щебет, в свист, в щелканье, — канарейки, скворцы и соловьи. Сегодня «усопший праздник», — называет Горкин: сегодня поедем на могилки, скажем ласковым шепотком: «Христос Воскресе, родимые, усопшие рабы Божие! радуйтеся, все мы теперь воскреснем!» Потому и зовется — Радуница.

мелев «ето осподне»

Воскресение Христово. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в Студенице, Сербия. 1314 год

Многие церковные службы, помимо собственно совершения Таинств и молитвословий, имеют свои особенности: на них совершается освящение различных предметов. В то же время многие праздничные дни наполнены различными уставными и народными традициями. Сохранение этих традиций, понимание смысла совершаемых действий и развенчание ложных суеверий – очень важны в жизни православных христиан. Но важно помнить, что участие во всех этих обычаях, присутствие в храме на службе или вне ее никак не заменит участия в церковных Таинствах, главным из которых является Причащение Тела и Крови Христовых. Именно в Таинствах содержащаяся в Церкви Благодать, Спасительная Сила Святого Духа, воздействует на человека.

Неделя о Фоме. Антипасха. Первое воскресенье после Пасхи.

Антипасха — это особый праздник и по своему значению приближается к Великим праздникам. Название Антипасха (в переводе «вместо Пасхи»), повторение Пасхи. В этот день читается Евангелие повествующее о том, что после восьми дней, когда Спаситель, вторично явился ученикам и призванием к осязанию Своих ран уверил апостола Фому, который первоначально не верил в Воскресшего Христа. Отсюда произошло словосочетание «Фома неверующий», хотя оно не совсем верно. Фома всем сердцем желал поверить и при первой возможности отбросил свои сомнения, сказав: «Господь мой и Бог мой!». Пасха для него наступила только сейчас, в это воскресенье. Если такой близкий друг и Апостол сомневался в свершившемся Воскресении и высказывал дерзновенное желание осязать раны Христа, то и всем нам, у кого так много сомнений и так мало веры, дается возможность взглянуть на это событие новыми глазами, чтобы еще раз поверить светлому Христову Воскресению. Христос говорит «блаженны не видевшие и уверовавшие».

В народе этот день принято называть Красная горка. С ним связана традиция совершения свадеб. На самом деле эта традиция возникла потому что Фоминой неделе предшествуют 9 недель (Сырной седмицы, Великого поста, Страстной и Светлой седмиц), в которые не совершается Таинство Венчания. Поэтому никакого «особого» отличия в Венчании «на Красную Горку» от Венчания в следующие дни нет.

Радоница. Второй вторник после Пасхи.

Радоница по народной традиции связана с поминовением усопших. Дело в том, что церковный устав не позволяет поминать усопших во время Страстной и Светлой седмиц (посещение кладбищ в день Пасхи является пережитком советского периода и противоречит самому смыслу этого праздника). Вторник Фоминой седмицы является первым днем, когда возвращается обычной порядок поминовения. Название праздника восходит к слову «радость». В этот день, посещая кладбища, мы как бы символически «делимся» пасхальной радостью с усопшими.

Есть странное поверье, что кладбища якобы нужно посещать до 12:00, якобы «после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище». Это свидетельство полного непонимания христианского учения об участи усопших. Души умерших помещаются в Рай или ад, где и ожидают Всеобщего Воскресения и Страшного Суда. На кладбище они не присутствуют вообще, хотя несомненно знают о наших молитвах за них.

Начиная с Радоницы, в храм, в специально отведенное для этого место (Канун) в память о своих усопших близких можно приносить продукты питания. Там они хранятся до ближайшей заупокойной службы, а после этого собираются сотрудниками храма или раздаются неимущим. Также, еда с кануна может идти на приходские чаепития и другие мероприятия. На канун нельзя приносить мясные продукты, нежелательно также и скоропортящиеся.

Обычай совершения «тризны» по покойным, особенно на кладбище, восходит к язычеству. Хотя и ничего принципиально антиправославного в этом нет: само по себе вкушение еды в память покойных (см. выше, о кануне), в Православии принято. Главное – уделить больше внимания молитве за усопших, а не количеству еды и спиртного.

Заблуждением является и то, что якобы на Радоницу можно подавать записки с именами самоубийц. Делать этого нельзя ни на каких службах ни в какие дни. Да и для домашнего поминания их лучше посоветоваться со священником.

Неделя св. Жен-Мироносиц. Второе воскресенье после Пасхи.

Этот праздник установлен в честь женщин следовавших за Христом вместе с Его учениками и не убоявшихся засвидетельствовать свою верность Ему даже при Его распятии и смерти. За что они и были удостоены первыми видеть воскресшего Спасителя.

Это воскресенье считается православным женским днем, и в последние годы складывается традиция дарить в этот день женщинам цветы.

Преполовение Пятидесятницы. Среда, 25 день после Пасхи.

Преполовение Пятидесятницы это праздник середины периода от Пасхи до Троицы. Этот праздник совершался еще у иудеев и был связан с водой, с ритуальными омовениями. В середине праздника Пятидесятницы Спаситель пришел в Храм и, наблюдая омовения иудеев, произнес обширную проповедь (Ин. 7 гл.), в которой сказал и о том, что настоящая, живая вода потечет из чрева верующих в Него, разумея Святого Духа. В воспоминание чего в этот день совершается малое освящение воды. Обетование исполнилось, когда в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на Апостолов, и продолжает исполняться в до сего дня.

Воду малого освящения желательно пить натощак, но можно и в течение дня, предварительно помолившись и с благоговением. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. Святую воду можно употреблять некрещеным, а также окроплять ею животных.

День памяти св. Георгия Победоносца (Егорий весенний, 6 мая по новому стилю).

Св. Георгий был доблестным воином, пренебрегшим своими успехами ради того, чтобы открыто назвать себя христианином перед императором и претерпеть многочисленные пытки и казнь. Этот святой, очень почитается в России, изображен на гербе Москвы, и считается молитвенником перед Господом за всех православных воинов.

Его также почитали и скотоводы. Именно в день памяти св. Георгия впервые выгоняли скот после зимы в поле, и перед этим служили святому молебен. Это может служить примером того, как глубоко в повседневную жизнь проникала вера у наших предков. Хотя иногда, к сожалению, она и вырождалась в язычество и суеверия.

День поминовения усопших воинов. 9 мая.

Поминальный день, введенный Русской Православной Церковью в 90-е гг. для особого поминания погибших в Великую Отечественную войну 1941-1945гг. В этот день служатся благодарственные молебны и панихиды.

Вознесение Господне. Четверг, 40 день после Пасхи.

Вознесение – древнейший и важнейший христианский праздник. Вознесение Христа является еще одним ярким открытием Его славы и важнейшим этапом в спасении человека. Из-за своей огромной любви к человеку Бог последовал по пути самоуничижения и с высот Божественности пришел к принятию человеческой плоти, прошел через Страсти, самую унизительную смерть и, дойдя до чертогов ада, вернулся на свой небесный трон, сев рядом с вечным Отцом. Сила тяжести и другие законы природы упраздняются. Господь всего творения продолжит Свое спасительное дело с небес: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:10). Первосвященник Христос прошел небеса (см. Ев. 4:14), вступил в нерукотворные Святая Святых, сделался предтечей нашего спасения и, находясь одесную Отца, ходатайствует за нас (см. Рим. 8:34, Еф. 2:7, Евр. 6:20).

Вознесение Господне

Источники:
Сайт храма Святителя Николая в Толмачах
Православие и мир