Нило-Столобенская пустынь. Июнь 2018.

10 июня, в день памяти всех святых в земле Русской просиявших, после воскресной Литургии мы отправились в Нилову пустынь. Благо были государственные выходные, целых три дня. Добирались 9 часов. Времени было много, поэтому удалось серьёзно подготовиться к причастию. Прочитали несколько акафистов, кафизму, положенные каноны и “Последование ко святому Причащению”. За неимением мест в гостинице ночевали в храме на монастырских матрасах с чистым бельём и одеялами. Как благодатью напитались! Наверно поэтому время службы – вечерни, утрени и Литургии – прошло незаметно, т.е. достаточно легко. Все выдержали. Экскурсию, короткую, но очень содержательную, провёл игумен Иоанн. Обратный путь занял 8 часов. Вначале молились, затем пели песни, духовные и патриотические.

* * *

Я впервые была на озере Селигер, в Нило-Столобенской пустыни. На ночь нас разместили в храме. Меня поразило, что место моё было возле огромной иконы целителя Пантелеимона, в день которого я родилась. Слева ночью горела зелёная лампадка у большой частички мощей Спиридона Тримифунтского. В 3 часа 45 минут  стали зажигать другие лампадки. Ночью ласково, как мне казалось, отбивал колокол каждые полчаса. Это видимо часы на башне я приняла за колокол. Легко встали в 4:15 и вскоре началась утреня. На аналое была икона архиепископа и исповедника Луки Крымского. Совсем недавно мы были с сестрой в Донском монастыре, как раз привозили из Симферополя мощи святого Луки. Как всё промыслительно, подумала я.

На Литургии я решила встать поближе к иконе Казанской Божией Матери, возле которой располагались певчие. Я услышала необычное пение, которого не слышала раньше никогда. Это какой-то редкий древний распев. Поют трое антифонным пением, у каждого своя интонация, с совершенно различными тембрами голосов, от которых погружаешься в глубину смыслов. Каждое слово понятно. Интересно смотрелись певчие. Один из них был высокий пожилой, другой совсем малого роста, лет 14-16 с почти девичьим голосом, рядом с которым высокий пожилой казался уж совсем высоким, а третий – монах средних лет.

После службы нас пригласили подняться на колокольню – это было очень высоко. Мы поднимались по старинной деревянной лестнице. Ярко сияло солнце! Мы любовались огромным озером с отражёнными в нём золочёнными куполами. На экскурсии я узнала, что в России всего 10 тысяч монахов.

Не хотелось покидать монастырь. Самая последняя я прибежала. Автобус уже отходил с острова. По дороге мы заезжали в чистый лес, где вообще не было мусора. Рядом с этим местом видели разрушающуюся деревню и храм необыкновенной редкой архитектуры 17 века, который, по-моему начали восстанавливать. Справа на небе выросла радуга, она долго освещала наш путь. Навсегда в сердце останется радость от этой поездки. Мы пели песни! Слава Богу за всё!!!

катерина

* * *

Дорога в Нилову пустынь длилась почти весь день, но это стоило того!

Приехали мы на закате солнца, и, на мой взгляд – это самое красивое время, когда небо расцвечено огромной палитрой красок. Различные оттенки жёлтого, розового, серого. И вся эта красота отражалась в воде.

Храмы выглядели дивно и также отражались в воде. Но больше всего на меня произвело впечатление – это ночь в храме. Когда все уснули на полу, я читала молитвы практически в полной темноте у Алтаря, у иконы Казанской Божией Матери. Хотя было очень поздно, я совершенно не спешила как можно быстрее прочитать все каноны и последование к причастию. Меня удивило, что молитвы, которые я читала много раз раньше, доходили до меня намного глубже и сильнее. Это незабываемые ощущения! Я была рядом с Богом и Богородицей!