Христос раждается, славите!

Каждую субботу в течение Рождественского поста начиная со дня празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября по ст.ст/4 декабря по н. ст.) до Рождества Христова и затем ежедневно во все время Святок до крещенского сочельника (5 января по ст.ст/18 янаваря по н.ст.) на утрени исполняются ирмосы рождественского канона. Так в богослужениях выражена связь между событием Введения — началом подготовки Богородицы к Ее будущей миссии — и рождением Спасителя.

Слушать в исполнении хора Сретенского монастыря     

Ирмосы Рождества с переводом

Христос раждается, славите:
Христос с небес, срящите:
Христос на земли, возноситеся.
Пойте Господеви, вся земля,
и веселием воспойте, людие,
яко прославися.
Христос рождается, — славьте!
Христос с небес, — встречайте!
Христос на земле, — возноситесь!
Пой Господу, вся земля,
и с веселием воспойте, люди:
ибо Он прославился.
Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным.
Прежде век от Отца
рожденному нетленно Сыну,
и в последняя от Девы
воплощенному безсеменно,
Христу Богу возопиим
вознесый рог наш,
свят еси, Господи.
Прежде веков от Отца
нетленно рожденному Сыну,
и в последние (времена)
бессеменно воплощенному от Девы,
Христу Богу воскликнем:
возвысивший достоинство наше,
свят Ты, Господи!
Жезл из корене Иессеова
и цвет от него, Христе,
от Девы прозябл еси,
из горы хвальный приосененныя чащи
пришел еси, воплощься от неискусомужныя,
невещественный и Боже.
Слава силе Твоей, Господи.
Христе — отрасль от корня Иессея
и цвет от него, —
родился Ты от Девы;
от горы, осененной чащею,
пришел Ты, всехвальный, воплотившись от безмужной,
невещественный и Боже.
Слава силе Твоей, Господи!
Иессей – отец царя Давида, “от горы, осененной чащею” — от Девы.
Бог сый мира, Отец щедрот,
великаго совета Твоего Ангела,
мир подавающа, послал еси нам.

Тем богоразумия к свету наставльшеся,
от нощи утренююще,
славословим Тя, Человеколюбче.
Бог мира, Отец милосердия,
Ты послал нам
Ангела (вестника) великого совета Твоего,
дарующего мир.
Посему мы, быв приведены к свету богопознания,
в ночи начиная утренние молитвы,
славословим Тебя, Человеколюбче.
Из утробы Иону младенца
изблева морский зверь,
якова прият:
в Деву же всельшееся Слово,
и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну:
Егоже бо не пострада истления,
Рождшую сохрани неврежденну.
Иону, как младенца,
из чрева морской зверь изрыгнул,
каким принял;
и Слово, вселившись в Деву и принявши плоть,
родилось, сохранив Ее неврежденною;
ибо Оно сохранило Родившую Его
непричастною тому тлению,
которому не подверглось Само.
Отроцы благочестию совоспитани,
злочестиваго веления небрегше,
огненнаго прещения не убояшася,
но посреде пламене стояще пояху:
отцев Боже, благословен еси.
Отроки, вместе воспитанные в благочестии,
презрев нечестивое повеление,
не устрашились угрозы огнем,
но, стоя среди пламени, пели:
благословен Ты, Бог отцев.
Чуда преествественнаго
росодательная изобрази пещь образ:
не бо яже прият палит юныя,
яко ниже огнь Божества Девы,
в Нюже вниде, утробу.
Тем воспевающе воспоем:
да благословит тварь вся Господа
и превозносит во вся веки.
Образ чуда сверхъестественного
представила росоносная пещь;
ибо не опалила юношей, которых приняла,
равно как огонь Божества — утробы Девы,
в которую нисшел.
Посему, торжествуя, воспоем:
вся тварь да благословит Господа
и превозносит во все века.
Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.
Таинство странное вижу и преславное:
небо вертеп,
престол херувимский Деву,
ясли вместилище,
в нихже возлеже невместимый Христос Бог,
Егоже воспевающе величаем.
Вижу необычайное и непостижимое таинство:
пещера — небо;
Дева — престол херувимский;
ясли — вместилище,
в котором возлежит невместимый Христос Бог.
Его мы, воспевая, величаем.
Любити убо нам, яко безбедное страхом,
удобее молчание:
любовию же, Дево, песни ткати
спротяженно сложенныя неудобно есть.
Но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.
Нам удобнее бы хранить молчание,
как не подвергающее страху;
при любви же к Тебе, Дева,
составлять песни, стройно сложенные, не легко.
Однако, Матерь, даруй нам столько силы,
сколько имеем усердия.

Источник: Православие.ru