«Быть свечой горящей, чтобы хоть кто-нибудь мог погреться у неё…», – такое наставление давал своим духовным детям схиархимандрит Иоанн (Маслов). Эти слова сам батюшка, выдающийся богослов XX столетия, опытный духовник и старец Троице-Сергиевой лавры, воплотил всей своей жизнью. Память его отмечается 29 июля.
О любви
- Только любовью можно постигнуть внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение.
- В любви сокрыт ключ и истинного боговедения, и истинной христианской жизни.
- Всякое доброе дело, не имеющее в себе любви, вменяется ни во что.
- Любовь сильнее смерти.
- Истинная любовь любит не только друзей, но и врагов.
- Если в сердце христианина горит огонь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит. То же можно сказать и о священном чувстве любви к Родине: если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству.
- Реальная любовь – носить немощи друг друга.
- Только любовь может привести христианина к нравственному совершенству и удостоить его единения с Богом.
- Надо всех любить и всех убегать, а то все разоришь.
О смирении
- Смирение – это способность видеть истину.
- Гордость помрачает, смирение просвещает.
- Христианское смирение – это проявление силы человеческого духа… Победить эту силу не могут никакие внутренние и внешние человеческие усилия.
- Смирение значит: ругают, а ты не ругайся, молчи; завидуют, а ты не завидуй; говорят лишнее, а ты не говори; считай себя хуже всех.
- Единственными средствами освобождения от тиранства диавола и распознания его злого умысла являются смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва. Это два крыла, могущие вознести на небо каждого христианина.
- Смирение все может выровнять.
- Смиренный человек не только охотно принимает посланные от Бога испытания, но и видит в них очистительное средство, которым Бог приготовляет его к вечному блаженству. И потому христианин скорбные обстоятельства принимает как милость Божию
- Самое верное – считай себя хуже всех.
- Какими бы добродетелями ни обладал христианин, он ничто в глазах Божиих, если в нем нет смирения, ибо Господь ублажает, прежде всего, нищих духом, ублажает смиренных сердцем, алчущих и жаждущих правды. Он обещает покой тем, кто вслед Его идет, подражая Ему не только в послушании, но и в кротости и в смирении.
- Христианское смирение – это проявление силы человеческого духа, покоряющей и злобные гневные сердца, ломающей человеческую гордыню. Победить эту силу не могут никакие другие внутренние и внешние человеческие условия.
О спасении
- Всегда надо помнить цель – спасение. Это дело всей жизни. Здесь скоро ничего не добудешь. Надо по шажкам, как слепой. Потерял дорогу – стучит палкой вокруг, никак не найдет, вдруг нашел – и снова с радостью вперед. Палка для нас – молитва. А потом как молния сверкнет – озарит все, и видно, куда и как идти.
- Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца
- Наше спасение заключается в том, чтобы мы смотрели за собой повнимательнее.
- Вопрос о спасении должен постоянно стоять в центре внимания христианина. Он обязан всегда и везде помышлять о вечности. И тогда его мысль, подобно горящей свече, станет показывать ему, от чего удаляться и к чему стремиться.
- В наше время откровенность в духовной брани есть самое наилучшее средство, ведущее к очищению души, а значит, и ко спасению.
- Самый правильный путь ко спасению есть отсечение своего самолюбия и повиновение – со страхом Божиим – тем, кому Бог нас поручает. А без этой духовной связи человек, пожалуй, не только не сможет пребывать в духовном мире, но и уйдет на сторону, ведущую в пропасть адову.
- Останься верен Богу до смерти – и никогда не ошибешься.
- Борьба состоит в том, чтобы бороться со своими душевными недугами.
- Человек наделен Богом свободной волей, поэтому от самого человека зависит выбор добра и зла, принять Христа в свое сердце или не принять.
- Не следует забывать, что и счастье, и несчастье в жизни нашей, успех и неудача в делах – все это устрояется и благословляется Богом для нашего же спасения.
- Дела добрые необходимо делать, так как ими выражаем благодарность Богу.
- Прощение – самый безопасный путь ко спасению.
- Мы дадим отчет не только в том, что сделали доброго, но и в том, что могли и должны были сделать, но не сделали.
- Для исцеления души необходимо сознание своей немощи и необходимости помощи Божией.
- Путь к вечной жизни весьма трудный и опасный. Трудный он для нас потому, что мы не живем так, как надо жить. А опасный он потому, что мы часто следуем своей греховной воле, которая уводит нас на сторону самоволия и самооправдания.
- Нужно удерживать свои глаза от запрещенного древа – греха, и тогда только душа сможет воспрянуть от греховной спячки.
- Только тот может пребывать в благодатном общении со Христом и достигнуть вечного спасения, кто в продолжение всей жизни сохраняет верность своему высокому званию, борется и подвизается против зла.
- Каждая победа над страстью сопровождается благодатным миром в душе и приносит радость нашему духу, с которой не могут сравняться все радости мира.
- Для того чтобы Дух Святой мог постоянно пребывать в душе и помогать ей в деле спасения, человек, со своей стороны, должен стремиться к стяжанию душевной чистоты, потому что Бог только в чистой душе живет.
О покаянии
- Царствие Божие наследуют только те, которые омоют свою скверну слезами покаяния.
- С прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека.
- Покаяние только тогда будет истинным, когда человек осознает свой грех, возненавидит его, постарается не повторять его и получить прощение через Исповедь. В то же время он должен смиренно сознавать, что своими грехами он оскорбил Бога и достоин всякого наказания, которое может выразиться во внешних скорбных обстоятельствах жизни.
- Чтобы покаяние стало действительно основой духовной жизни христианина, для этого ему необходимо контролировать каждый свой поступок, слова и мысли – так, чтобы при малейшем нарушении заповедей Божиих спешить возвратиться с греховной стези на праведный путь, к Богу. Так постепенно покаяние сможет перейти в навык, способствующий постоянной, повседневной духовной трезвенности.
- Надо каяться и устремляться ввысь. Как на небе набегают тучки – так и жизнь христианина. Без этого нельзя.
- Кто не кается, тот мертв.
- Всегда, когда за что-нибудь ругают, нужно искать причину своей виновности, если не теперь, то за прежние грехи.
- Только глубокое сознание греховности приводит человека к истинной вере, подающей душе живое и действенное утешение.
- Осознание духовной нищеты привлекает помощь Божью.
- Где чистая совесть, там радость и вера.
- На вопрос: «Как мне покаяться?» – батюшка отвечал: «Благодарить Господа. Не досаждать, не обижать, не осуждать».
Источник: портал Сретенского монастыря Православие.ру