«Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует». Антипасха

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г. 

ned2.p
“Антипасха” в переводе греческого – «то, что вместо Пасхи», 2-я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя, Фомина неделя. Одно из наиболее ранних употреблений термина «Антипасха» в значении недели, следующей за неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику канонических правилах.

Содержание праздника.

Древнейшие источники упоминают о дне Антипасхи, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т.к. с IV в. он служил завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с другой стороны – с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. С этим обычаем связано древнее латинское название дня Антипасхи – Dominica in Albis. Блж. Августин Иппонский († 430) в слове, посвященном «октаве Пасхи» (т. е. Антипасхи), говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день (по крайней мере с IV в.) как в восточном, так и в западном обрядах Евангелие от Иоанна (20:19-31). Это евангельское повествование связывает два явления Воскресшего Спасителя апостолам: в «первый день недели вечером» (Ст. 19), т.е. в сам день Воскресения, когда Господь Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Св. Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи, … и «после восьми дней» (Ст. 26), когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил ап. Фому (он не видел первое явление Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам др. апостолов), и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Истолкованию Евангелия от Иоанна (Глава 20:19-31) посвящено «Слово на Неделю Новую», приписываемое свт. Иоанну Златоусту, по византийским Типиконам одно из уставных чтений праздника Антипасхи. Повторное явление Господа Иисуса Христа ученикам здесь объясняется необходимостью уверения ап. Фомы, чье «неверие» (в данном случае – стремление к достоверному, подтвержденному опытом знанию) оправдывается и даже восхваляется, ибо результатом его стало исповедание ап. Фомы.

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова († 390) «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт. Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскрес¬ным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека… только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр 21. 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».

В русском разговорном языке Антипасха часто называется «Красной горкой», т. к. это – первый день после многодневных Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать Таинство Брака.

 

Гимнография праздника тематически очень разнообразна. Наряду с главными темами – Воскресения Христова, уверения ап. Фомы, обновления можно выделить также некоторые сопутствующие смысловые мотивы.

Большая часть гимнографического материала посвящена теме человеколюбия и крайнего снисхождения Божия: «Человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: яко долготерпел еси, от иудей заушаем, от апостола осязаем, и от отметающихся Тебе многоиспытаем, како воплотился еси; како распялся еси безгрешне» (славник на стиховне) – посредством сопоставления раскрывается смысл празднуемого события: всесильный Господь, Воскресший из мертвых «запечатану гробу» и явившийся ученикам «дверем заключенным» (отпустительный тропарь), снисходит по Своему человеколюбию к немощи нашей настолько, что допускает прикосновение к Своей плоти, столь же уничижительное для Него, как и Крестные страдания, и «неправедное убиение», и еретические измышления, ради того, чтобы человек приобрел веру в Воскресение. Господь не только снисходительно допускает прикосновения ап. Фомы, но и Сам призывает апостола получить твердое основание веры в Воскресение: «Почто Мне не веруеши, яко воскресох из мертвых; принеси семо руку твою, и вложи в ребра Моя, и виждь» (6-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни).

Множество песнопений обращено к удивительной тайне дерзкого «Фомина неверия», рождающего твердую веру как самого апостола, так и укрепляющего веру всех христиан: «о доброе неверие фомино, верных сердца в познание приведе» (4-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни), «о преславнаго чудесе! Неверие веру известную роди» (1-я стихира на стиховне).

Часть текстов напоминает о тесной связи Антипасхи с событиями дня Воскресения Христова: «Дверемъ заключенным, учеником собраннымъ, вшел еси внезапу, всесильне Иисусе Боже наш, и став посреде их мир дав, исполнил еси Святаго Духа: ждати же повелел еси, и никакоже разлучатися от Иерусалима, дондеже облекутся еже с высоты силою» (1-я стихира на «Господи воззвах»).

Тема обновления творения Воскресением Христовым поэтически осмысляется в связи с ежегодным весенним возвращением к жизни и обновлением природы: «Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего» (тропарь 1-й песни канона утрени), «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликуетъ. Днесь взимаются ключи дверей, и неверия Фомы друга вопиюща: Господь и Бог мой» (2-й ексапостиларий).

Вербное воскресенье 2017 года в монастыре Иоанна Предтечи. Греция.

Апрель 2017 года в монастыре Иоанна Предтечи. Греция.

8-й день по Воскресении Христовом, становясь первым в череде Дней Господних – воспоминаний дня спасения и обновления,- является, т. о., символом и предвосхищением буд. вечного 8-го дня: «Яко первый есть дней и господственный светоносный сий… приноситъ бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» (тропарь 7-й песни канона утрени).

Полный текст на портале Сретенского монастыря Православие.ру