Детство и отрочество святого князя Александра Ярославича Невского

К 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского

Протоиерей Михаил Хитров
(1851–09.05.1899)

Святой благоверный великий князь
Александр Ярославич Невский.
Глава 2

Радуйся, путем Иаковля смиренномудрия ходивый.
Радуйся, Иосифову чистоту и целомудрие стяжавый.

(Акаф., ик. 2)

Радуйся, яко возлюбил еси душею еже о небесных помышление.

(Ик. 3)

Радуйся, сердце свое от всякия страсти душевредныя чисто сохранивый.
Радуйся, себе Богу всесовершенне предавый.
Радуйся, чрез все житие свое Богу послуживый.

(Ик. 4)

К сожалению, нам малоизвестны первые годы детства св. Александра, но, несомненно, он воспитывался точно так же, как вообще воспитывались юные княжичи в Древней Руси. Они отдавались обыкновенно на воспитание кормильцам, или дядькам, из боярского сословия, которые должны были ходить за ними и оберегать их. Впоследствии упоминаются, в качестве воспитателей Александра и старшего брата его Феодора, боярин Феодор Данилович и судья Иоаким. По третьему или по четвертому году справлялись постриги1. Обряд пострижения в Древней Руси имел важное значение и в кругу семейном, и в быту гражданском. Он вытекал из понятий и взглядов наших предков на мужчину как на главу семьи, на его обязанности и отношения к обществу как самостоятельного члена этого общества. Пострижение было как бы символом признания прав личности за постригаемым: с момента пострижения он становился мужем, гражданином. Поэтому его брали от женщин-нянек и отдавали под присмотр мужчин. Православная церковь освятила древний обряд, сообщивши ему христианский характер. На пострижение стали смотреть как на посвящение дитяти Богу, как на выражение преданности воле Божией, и его остриженные волосы были как бы первою жертвою, приносимою Богу непосредственно от самого постригаемого. Обряд происходил обыкновенно в храме. Отрока ставили пред Царскими вратами. Сыновья князей постригались обыкновенно епископом, который произносил молитву, призывая на постригаемого благословение Божие. После совершения обряда отрока сажали на коня. Это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно лук со стрелами, – это указывало на обязанность князя защищать родину от внешних врагов. Затем следовала веселая пирушка, светлое семейное торжество, на которое приглашались родственники. Родители одаривали гостей дорогими подарками, конями, золотыми и серебряными сосудами, одеждами и т. п.

С молодых лет князей учили грамоте. Наши князья высоко ставили образование. Потомки Ярослава Мудрого подражали его ревности к распространению книжного учения. Суздальские князья не менее других, если не более, заботились о просвещении. Про дядю Александра, Константина Всеволодовича, рассказывается, что он часто и прилежно читал книги и всех умудрял духовными беседами. У него было богатое собрание книг как греческих, так и русских. Он сам писал и усердно собирал сведения о подвигах древних славных князей. И, наверное, не раз начинавшим свое обучение княжичам приходилось слышать от своих родителей наставления Мономаха: «его же не умеючи, а тому ся учите… Леность бо всему мати: еже умееть, то забудет, а его же не умееть, тому ся не учить; добре же творяше, не мозите ся ленити ни на что же доброе». Наставниками, конечно, были лица духовные, да и самое обучение, имея главным образом целью ознакомление с истинами христианской веры, было проникнуто духом христианского благочестия. «Родители святым книгам научиша его», – говорится в жизнеописании св. Александра2. По сохранившимся памятникам того времени мы можем хорошо представить себе, какие уроки и наставления преподавались тогда юношам.

«Ведай, княже, что душа наша создана дуновением Божиим и по образу Божию. В ней три силы; разум выше других: им-то мы отличаемся от животных; им познаем небо и прочия творения; им восходим к уразумению Самого Бога… Таково правильное употребление разума! Но есть и неправильное: разумен и денница – ангел, ныне диавол, но, низвратив свой разум, возмечтав быть равным Богу, пал с чином своим»…

«Вторая сила – чувство, выражается в ревности по Боге и в неприязни к врагам Божиим. При неправильном же употреблении обнаруживается злобою, завистью. И вот Каин убил брата своего Авеля»…

«Третья сила – воля: при добром направлении ее человек стремится к Богу, не думая о всем прочем, ждет от Него просвещения и наслаждается веселием в самых злостраданиях ради Бога»3.

«Милые дети, не надейтесь на себя, и в употреблении всех сил и даров ваших душевных и телесных взирайте на пример Христа, св. апостолов и св. отцов, которые за Христа страдали во все дни своей жизни. А ослушания остерегайтесь, чтобы не погибнуть, как погиб первозданный Адам чрез Еву, приведенную в непослушание Богу. Любовь имейте ко всем, со всеми пребывайте в мире, как Христос весь мир возлюбил, без выбора, и подал нам совершенный образец в Себе. Ибо пришел Он, Господь милостивый, с Небес, и родился в вертепе от Девы – для нас; жил с человеками и принял крещение не имея греха; светло преобразился для нашего уверения; был связан и затворен в темнице, внушая нам не унывать в таком же несчастий; был распят на кресте, все для того, чтобы наше спасение устроить; возлег во гробе не за Свои грехи; воскрес, чтоб нас извести на свет; вознесся на Небеса, чтобы и нам, по апостолу, быть восхищенными в Сретение Его. Все сие сотворил Он премудро, с любовию и уверенностью, что Своим примером нас приведет ко спасению, и для того, чтобы нас избавить от муки в будущем веке»4.

При обучении старались юношу ознакомить с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью, которая надолго сделалась особенно любимой книгою для русского народа. Чтение книг Священного Писания, без сомнения, сопровождалось необходимыми объяснениями, вроде следующего:

«Читай, княже мой, читай третий псалом первого часа: Милость и суд воспою Тебе, Господи, и проч. В нем верное изображение, каков должен быть царь и князь. Если ты будешь испытывать и соблюдать то, о чем говорится в этом псалме, он просветит еще более умные очи твои, отвратит от них всякую суету, освятит твой слух, очистит сердце, исправит стопы, предохранит ноги твои от поползновения… И воссияет тебе свет, сияющий праведникам, на много лет останешься неосужденным и неповинным, а потом от царства дольнего вознесешься в горнее»5

Эти простые, задушевные наставления глубоко западали в сердце. Книги Священного Писания оставались неразлучными спутниками на всю жизнь, к ним прибегали, ища вразумления, в трудных обстоятельствах жизни.

Можно вообразить, с каким вниманием относился юный Александр к словам наставников! С ранних лет он отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга6. Всякое дело, всякую свою обязанность он старался исполнить вполне добросовестно, «преподобие и праведне» и «яко верный раб благоуготови себе во благих угодити Господу своему». Серьезный не по летам характер его не дозволял ему предаваться пустым забавам7. Любимым его занятием, кроме чтения священных книг, было пение церковных песнопений. Без сомнения, с ранних же лет св. Александр приучал себя к посту и воздержанию, чем укреплялись и его физические силы8. Благочестивые упражнения согревались молитвенным настроением духа, чему способствовали частые посещения храма, и местные святыни Переяславля и Новгорода ему были хорошо известны. Говорить ли о том, что юный князь, душа которого с детства согрета была любовию к Богу, в тишине ночной имел обыкновение повергаться пред иконами Христа и Его Пречистой Матери и изливать свою душу в горячей молитве9?

Кроме книг Священного Писания, известны были в то время и святоотеческие творения: Василия ВеликогоГригория БогословаИоанна ЛествичникаКирилла АлександрийскогоЕфрема Сирина и др. Наши предки особенно любили Златоустого. В общем употреблении были и жития святых, переведенные, вероятно, с греческого языка, поучения русских пастырей и т. п.10

Не были в пренебрежении и светские знания. Юные князья обучались иностранным языкам, преимущественно латинскому и греческому. Знание языков, по словам Мономаха, давало почет от иностранцев. Для знакомства с событиями всемирной истории служили «книги Бытийскыя, рекомыя Палея» – обозрение событий от сотворения мира до христианства и до погибели «жидовьства». Но с особенным усердием юных князей знакомили с событиями родной старины. Для этой цели служили наши летописи. И нет никакого сомнения в том, что св. Александр «вскоры извыче вся граматикия», потому что, как свидетельствует жизнеописатель, «потщанно бе ему от отеческих ни в чесом же отстати»11.

Наряду с книжным обучением, разумеется, обращалось большое внимание и на воспитание физическое: для этой цели служили верховая езда, стрельба в цель, военные игры и т. п. упражнения. Старинная песня поет об этих занятиях:

Кто из вас горазд стрелять из луку из каленого,
Прострелить бы стрелочкою каленою
По тому острею по ножовому,
Чтобы прокатилася стрелочка каленая
На две стороны весом равна,
И попала бы в колечко серебряное.

Военные игры сменялись ловами. Прекрасны были эти ловы! Лишь только утренняя заря начинала золотить верхушки дерев, толпа охотников, молодых товарищей-дружинников, собиралась близ княжеского терема. В городе подымался шум, сбежавшаяся толпа глазела на убранство охотников; к княжескому терему подводили коней. Выходят молодые князья. Они сияют красотой и бодрым, веселым видом. Слуги подают князьям охотничьи копья с железными остриями, «ловчий наряд», другие ведут привязанных за шею собак. Рога трубят, и звуки весело разносятся по воздуху. Князья выезжают из города.

Все общество собирается на опушке леса. Собаки освобождаются от цепей и бросаются в лес отыскивать дичь. Много водилось в то время на Руси в непроходимых дебрях всякого рода зверей: туров, медведей, волков, кабанов и др. Небезопасны были эти ловы, но здесь же развивалась удаль молодецкая, ловкость и присутствие духа. «Вот как я трудился на ловах, – рассказывает про себя Владимир Мономах. – Два тура метали меня на рогах своих с конем, олень бодал, один лось топтал ногами, другой бодал рогами; вепрь сорвал меч с бедра, медведь около колена седло прокусил, лютый зверь вскакивал мне на плечи и повергал на землю и меня, и коня. Но Бог меня сохранил невредимо. С коня я падал много раз, дважды разбивал себе голову, повреждал и руки, и ноги, особенно в юности, когда не дорожил жизнью, не щадил головы своей… Сам я заботился об охотничьем наряде, о конях, о соколах, о ястребах… Дети мои! Не осуждайте меня, так как я не хвалю ни себя, ни своей храбрости; я хвалю Бога и прославляю Его милость, так как Он меня, грешного и недостойного, сохранил от стольких опасностей и сотворил меня не ленивым на все дела, достойные человека».

Без сомнения, юным Феодору и Александру не раз удавалось отличаться на этих охотах. Множество убитой дичи служило наградой охотникам. По многу убивали куниц, лисиц:

И диких зверей, черных соболей,
Больших поскакучих заюшек
Малых горностаюшек
А и волку, медведю спуску нет.

Солнце садилось; наступала ночь, и нередко усталые охотники ложились отдыхать от дневных трудов в палатках среди зеленого леса. Охота на зверей сменялась соколиною. Запевалась старинная песня:

Вейте силышка шелковые,
Становите силышка на темный лес,
На темный лес, на самый верх,
Ловите гусей, лебедей, ясных соколей,
И малую птицу пташицу.

Предстоит и здесь добыча богатая: белые гоголи, чернеди, сизые орлы, галицы, кречеты, черные вороны, сороки, чайки, соколы, дятлы.

Всё это вместе – игры и охоты – должны были укрепить и развить физические силы отрока и приготовить из него будущего защитника родины, доброго страдальца за землю Русскую, каким и явился впоследствии св. Александр, «от юна возраста и от младых ногтей всякому делу благу научен быв»12.

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол»13. При отъезде Ярослава Всеволодовича в Киев и при вокняжении Александра Ярославича в Новгороде в 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обыкновенно прибавляется: «и сел на столе». Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович, подобно отцу своему, говорил ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской»13.

Народ новгородский толпами окружает свой знаменитый храм. Обыкновенно царствующий в нем полумрак сменился ярким освещением от множества возженных свечей. В челе собравшегося во множестве народа благоверный князь Александр возносит теплые молитвы Царю царей. Он высок ростом, строен, прекрасен собой и еще прекраснее в своем молитвенном одушевлении. По красоте наружности его сравнивают с Иосифом Прекрасным, а по силе и величественному виду с Сампсоном. Его звучный и сильный голос, подобно громогласной трубе, гремел в народе14. Но теперь слезы блестят в прекрасных очах и обильно струятся по щекам. Благочестивый князь знает, что все усилия человека, как много даров ни дано ему, не принесут надлежащей пользы без Божия благословения, и теперь, в этот торжественный час, готовясь отдать все свои силы в жертву дорогой земле Русской, он смиренно преклоняет колена и испрашивает Божией помощи. Усердно вместе с своим юным князем молятся и граждане… Слышится стройное пение духовного чина, благовонной волной струится фимиам. Все в этом храме действует на душу и усиливает молитвенное настроение: и воспоминания, связанные с прошлыми судьбами города и Святой Руси, и почивающие нетленно мощи святых. Вот почти у самых южных врат рака с мощами св. князя, строителя храма, Владимира Ярославича. Здесь же покоятся и мать его Анна, первый новгородский владыка Иоаким Корсунянин, присланный сюда св. Владимиром, Лука Жидята, св. Никита, бывший затворником Киево-Печерской лавры, архиепископы: свв. Иоанн и Мартирий; здесь и знаменитый прадед Александра св. Мстислав Ростиславич Храбрый… А с вышины, точно с небес, взирает на все собрание величественный и строгий лик Спасителя15.

При возложении руки на главу князя архипастырь вознес молитву Царю царей, чтобы Он «из святого жилища» Своего благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его «на престоле правды», оградил «вооружьством» Пресвятого Духа и показал его доблестным защитником св. соборной церкви и сподобил его «Небесного Царствия»16.

Затем весь новгородский народ принес торжественно присягу на верность князю. Все целовали крест и громко, одушевленно воскликнули: «ты наш князь!» Посажение совершилось.


1 Об обряде пострижения см. у Погодина: «Древняя русская история до монгольского ига». Т. II, 843. Также ст. Лавровского.
2 «Родивше, родители его паки второе породища и св. крещением и святым книгам научиша его». «Ничесо же бе ему тщательно от сущих мира, точию к поучению книжным, и к церковному пению, гласы божественными присно огласоваше ушеса своя, святых книг поучении сладце послушаше». Архивск. 251.
3 Из послания митрополита Никифора к великому князю Владимиру Мономаху. См. Погодина: «Древняя русская история до монгольского ига». Т. II, 1185.
4 Слова из Златой цепи неизвестного проповедника. См. там же, стр. 1175.
5 Из посл. митр. Никиф. Там же.
6 «Измлада Христа возлюби и пречистую Богородицу и вся Святыя!». Прол. Ноября 23. Архивск. 251.
7 «Бяше нрав его измлада тих и кроток зело». Архивск. 251. «От мирских суемудрии отврати себе, душетленных же и богоненавистных игр и бесовских сонм до конца возгнушався». Там же.
8 «Многопищи яже и сладких аромат и любоплотия до конца отвратися». Там же.
9 «Излишно бе у него бдение всенощное и утаеных молитв к Богу присвоение». Архивск. 251.
10 Срезневский. Древнерусских книги. СПб., 1864, 35.
11 Архивск. 250, на обороте. В Степенной книге следующими чертами изображается характер св. Александра: «Во все время юности своея смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя. чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и тщеславия отвращашеся, и много полагаше тщание чрево удерживати, ведый, яко чревное насыщение целомудрие раззоряет, и бдению спону сотворяет, и прочим добродетелям сопротивляется. В устех же его безпрестани бяху божественная словеса, услажающа его паче меда и сота; прочитав же их со усердием и желаше сих реченная и делом исполнити. Сродницы же его видяще в таковых добродетелех преспевающа и зело пользовахуся и тщахуся всячески угодити Богу, якоже и той всеми нравы угожаше Богу, и распаляшеся божественным небесным желанием, и вся яже в человецех добрая и честная яко ни во что же вменяше, и ни едино благоплодие душевное на объявление человеком творяше, и всячески ухищряше сокрывающий множайшая и правление премногаго ради смиренномудрия, Аще бо и честию земнаго царствия почтен бысть от Бога и супруга име и чада прижи; но смиренную мудрость стяжа паче всех человек». Степен. кн. 1, 355. «Кроток и тих был его нрав из детства», – говорит один из его жизнеописателей, – возмужавший только, но не осуровевший с годами, и Господь был с ним по слову божественного писания: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещушаго словес моих» (Ис. LXVI, 2). Жития святых Российской церкви. Ноябрь, 226.
12 Архивск. 250, на обороте.
13 О посажении на стол см.: Соловьев. История России. Т. III, 6.
14 Младшие братья св. Александра: Андрей, женился в 1250 году на дочери Даниила Галицкого, умер в 1264 году; Константин, умер в 1255 году; Ярослав, женился в 1264-м на дочери новгородца Юрия Михайловича, умер в 1272 году; Афанасий упоминается в 1239 году; Даниил упоминается в 1239 году; Михаил, умер в 1248 году; Василий, родился в 1241 году, женился в 1266 году, умер в 1276-м.
15 «Видом благородия, телесного благолепия весьма украшен паче всех, не точию сродник своих, но и всех иноплемянных стран земных царей, яко солнце всех светил». Архивск. 257, на обороте. «Взраст его паче инех человек, глас его яко труба в народе, лице же его бе яко Иосифа Прекрасного, еже бе поставил его Египтьскый царь втораго царя в Египте, сила же его бе вторая часть от сил Самсоня, и дал ему бе Бог премудрость Соломоню, храбрость же яко царя Римскаго Евспасьяна, еже пленил всю землю иудейску…» Соф. 1, 250. Любопытное известие о росте св. Александра находим в записи родов русских и литовских князей, в сборнике начала XVI века: «Ярослав роди Александра Храбраго Невьскаго, великаго взрастом, Деисус целова». Библиотека Тр.-Серг. л., № 770, л. 428. О значении слова «Деисус» см. Душеп. чт. 1884. Январь. 77.
16 Прот. Соловьев. Описание Новгородского Софийского собора.

Источник: Православная библиотека на портале “Азбука веры”. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Глава 2