«Господи, хорошо нам здесь быть». Слово в день Преображения Господня. (Слушать)

Вид на Фавор

«Господи, хорошо нам здесь быть». Слово в день Преображения Господня. (MP3 файл. Продолжительность 16:28 мин. Размер 7.53 Mb)

Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Господи, хорошо нам здесь быть; давай останемся, сделаем шалаши: Тебе один, Моисею один, Илии один» (ср.: Мф. 17: 4).

Только что, дорогие братья и сестры, слышали мы из приоткрытого облака времени слова апостола Петра, обращенные к Иисусу на Святой горе, где Христос преобразился: лицо Его сделалось сияющим, одежды Его слепили взор, свет окружал Его. Это желание «остаться здесь» хорошо известно каждому из нас. Оно известно мне, оно известно вам. Особенно оно ощущается в моменты предчувствия присутствия Господа – иногда за молитвой, в Евхаристии, в общении с ближним, когда хочется, чтобы время остановилось. Когда хочется, чтобы ничего уже не происходило, ничего уже не менялось. Когда кажется: вот это и есть тот самый предел, о котором можно мечтать, к которому только и стремится душа. Когда понимаешь твердо: «хорошо нам здесь быть», словно отражая слова вечного Творца, создавшего все «хорошо весьма»; когда хочешь остаться вот так, чтобы жить перед лицем Господа.

Но невозможно ничего удержать на этой земле, даже самого чудесного и святого. Все здесь совершается хотя и в высшей степени по-настоящему, но подвержено времени и изменениям, текуче. Нельзя остановить мгновение, даже самое прекрасное и неповторимое; нельзя остановить ход времени, даже ради самого прекрасного и святого. Чем-либо прекрасным, святым, духовным возможно насладиться лишь в тот момент, когда оно происходит: так, например, присутствием дорогого человека, разговором с интересным собеседником, чтением хорошей книги, музыкой, молитвой или участием в Святой Евхаристии можно наслаждаться в тот момент, когда это происходит. Ничего нельзя навсегда удержать. Во временной жизни все проходит.

Все должно пройти – таков закон преходящего мира. Наверное, поэтому праздник Преображения Господня находится в преддверии осени, когда уже и плоды собираются, и начинается жатва, и природа скоро начнет сбрасывать свой предсмертный разноцветный саван для того, чтобы погрузиться вновь в холод и сон. Преображение Господне напоминает нам о том, что пройти необходимо всему, даже самому святому времени: встрече с Богом лицом к лицу, – а уж тем более всем нашим земным временам, событиям и встречам.

Но, казалось бы, если за всяким событием наступает отсутствие, если за всякой встречей грядет расставание, если даже самый возвышенный духовный опыт – опыт близости Бога – рассеется со временем, то зачем все это происходит? Для чего? После радости переживать мучительную пустоту, разлуку, ожидание неповторимого? Может быть, лучше было бы, если бы и не происходило ничего такого, о чем потом пришлось бы с сожалением о невозвратности вспоминать?

Удивительно подходящие слова из современного романа Евгения Водолазкина «Лавр», где на подобный вопрос: зачем за каждой встречей грядет неизбежная боль расставания? – следует ответ: «Знаешь, друже, всякая встреча больше ведь, чем расставание. До встречи – пустота, ничто. А после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться уже невозможно: человек остается в памяти как ее, памяти, часть, эту часть создал он, и она живет и иногда входит в соприкосновение со своим создателем, иначе отчего же мы чувствуем дорогих людей на расстоянии».

Так и Господь, приведший Своих учеников на гору, подаривший им – и нам – радость Преображения, привел их, предвидя приближающуюся боль и разлуку. Он подарил им радость, чтобы потом частью их памяти во время Его страданий была и радость этой встречи, Его Преображение, преобразившее навсегда и их жизнь – чтобы после Преображения не было больше пустоты. Потому что, встретившись однажды, полностью расстаться уже невозможно; прикоснувшись к Божественной благодати, невозможно остаться полностью прежним; почувствовав радость совместной молитвы, искреннее переживание Евхаристии, уже не быть таким, как до этого, даже если впереди падение, духовное оскудение, внутренняя слепота. Даже если впереди тьма непроглядная, все равно, став глубже после происшедшего, уже невозможно снова стать плоским. Для того и даны нам эти встречи, радостные переживания благодати, желание остаться здесь и сейчас и больше ничего не менять.

Праздник Преображения Господня дан нам как память о Его Царстве, которое готово открыться среди будней. Апостолы не знали, что произойдет на горе: они пошли, как и в другое время, на гору за своим Учителем. Они так же буднично уснули после долгого пути, оставив Христа одного, как это было до и как будет после. Но вот завеса времени отворяется, и Господь дает увидеть Свое Царство, и Петр произносит слова, которые звучат, может быть, немного наивно, но по-человечески они очень искренни и возвышенны: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» – словно бы прося: «Господи! Давай останемся!» В обыкновенные будни неожиданно входит радость праздника, обыкновенные одежды вдруг оказываются белее белого, обыкновенная гора вдруг становится местом встречи Ветхого и Нового, все преображается, и с тех пор мы знаем, что вечное возможно разглядеть и в будничных вещах, но вместе с тем мы знаем, что внешние чудеса, даже самые невероятные, такие, как описывает евангельский текст на горе Фавор, не дают безусловного билета в спасение…

После чудес во временном мире бывают такие же будни и искушения, предательства и смерть. И даже Петр, восклицавший: «Хорошо нам здесь быть!», уже через короткое время трижды засвидетельствует: «Не знаю Человека Сего», отрекаясь от Учителя. И Христу, преобразившемуся во славе, предстоит скоро пройти через тоску и скорбь, через унижение и смерть. И каждому из нас предстоит пройти через боль и сложности, тоску и смерть, ибо такова природа бренного мира, хотя нам и хорошо вместе здесь и сейчас, но это временно. А это значит, что ни к чему не нужно привязываться – это временно.

Это значит, что происшедшего никогда не вернуть, значит, жить для Бога и ближних нужно именно сейчас, радоваться о воскресшем Христе стоит сейчас. Удивляться красоте Его творения, благодарить, дарить Ему свое сердце, дарить тепло ближнему, стремиться к добрым делам – все это возможно только сейчас. Ни в прекрасном будущем, в которое мы верим, ни тем более в прошлом, даже самом святом, этого невозможно сделать – только сейчас, сегодня, в текущем моменте времени, потому что текущий момент времени и есть для каждого из нас самая настоящая жизнь.

Чудо Преображения Господа на Фаворе напоминает нам еще вот о чем: когда нам хорошо, так хорошо, как было апостолам, мы начинаем забывать о других. Мы готовы свить кущи и остаться, совершенно забывая о том, что кому-то не на горе сейчас плохо, что кого-то в момент Преображения как раз не могут исцелить оставшиеся на Фаворе апостолы и человек страдает, – и совершенно необходимо спуститься с горы вновь, в юдоль скорби человеческой, потому что человеку, видевшему Божественный свет, есть что отдать другим. Когда мы что-то получаем от обильной благодати Божией, когда Господь помогает нам создать что-то такое, что не дает другим, – творчеством, талантами либо же чудным посещением, – Он дает нам это ради других. А значит, все, что есть у нас экстраординарного в этом мире, мы должны отдать другим, потому что это принадлежит не нам, а Богу. Получив благодать на горе Фавор, мы обязательно должны спуститься в долину скорби и плача и быть с другими, быть для других. Для этого, а не для удовольствия и тем более не как повод для гордости дает нам Господь таланты и достижения.

Сегодняшний праздник являет нам образ Преображенного Христа и голос с небес: «Это Сын Мой! Его слушайте!» Христос – наш единственный ориентир в этом мире. Будет происходить разное – и в жизни общества, и в жизни Церкви, и в жизни каждого из нас по отдельности; будут и сложности, и разочарования, и ослабления веры, и искушения – через это должен пройти каждый из нас, как прошли Петр и другие апостолы. Помолимся же, чтобы Господь помогал нам, несмотря на будничность нашей жизни, помнить о свете Преображения, о грядущем преображении каждого из нас в жизни вечной и иметь ориентиром только Его – никого из людей, ни чьи-то слова, ни даже чудеса и духовные переживания – только Господа Иисуса Христа, Которого мы должны слушать по откровению Его Небесного Отца. И тогда мы будем, оставаясь сильными в этом мире и верными Христу, преодолевать сложности жизни, сложности, благодаря которым эта жизнь и прекрасна.

Аминь.

Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
20 августа 2019

Источник: сайт Сретенского монастыря monastery.ru