«

»

Толкование на первую паремию праздника Святой Троицы

Книга Чисел
(XI, 16—17, 24—29)

И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане. И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане. В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!

В первой паремии мы слышим ропот израильтян на Моисея, который вывел их из египетского плена и вел через пустыню в землю обетованную. Бог кормил их в пути, но им надоела однообразная пища, они хотели есть то, что могли есть в плену: рыбу, огурцы, дыни, лук, чеснок… В пустыне же одна манна. Возмущенные израильтяне стали требовать у Моисея, чтобы он кормил их мясом. Жалобы на постную пищу в пути вызвали у Моисея раздражение. Он стал в молитве просить себе у Бога смерти. Ему горько было нянчиться с народом малодушным и не умеющим ценить свободу, не знающим и не хотящим знать радость от сознания, что их Бог вывел из рабства, что Он заботится о Своем народе и выведет их в свою землю, им дарованную Богом. Бог внял его молитвам, но не так, как хотел Моисей. Он велел ему собрать у скинии 70 мужей, которым Бог обещал дать «от Духа, сущаго» в Моисее, чтобы они могли разделить с ним бремя руководства народом. В чем заключалось дело семидесяти выбранных старейшин? У Моисея были помощники: были судьи, священники и левиты. Все они исполняли свои обязанности. Почему же так был расстроен Моисей? Он боялся, что такой народ, который требует себе вкусной пищи, который не хочет в пути потерпеть никаких стеснений, не устоит в вере в единого Бога, не убережется от соблазнов язычества, где не требуется никаких ограничений. Если пища может заслонить все другие желания, то мятеж, недовольство Моисеем могут кончиться изменой Богу. Это для Моисея хуже смерти, поэтому он и просил ее для себя. Но Бог повелел другое: организовать целый отряд помощников, поручить избранным старейшинам наблюдать за тем, чтобы вера в истинного Бога не колебалась в людях, и помогать Моисею удерживать народ от измены Богу. Такое служение требует особой помощи Божией, и Бог обещает избранным старейшинам те же дары Святого Духа, которые были даны Моисею. И вот все семьдесят мужей почувствовали особое вдохновение и «пророчествовали». На языке Писания «пророчествовать» — это не обязательно предсказывать, но более всего возвещать «о великих делах Божиих» (Деян. II, 11), сказать о Боге так, чтобы душа загорелась как у самих старейшин, так и у всех, слышащих их. Позднее они говорили и действовали спокойнее, но в первый момент вдохновение было уверением и старейшин, и народа.

Бог повелел Моисею избрать семьдесят мужей. Если Моисей из каждого колена выбрал по шесть представителей, то получилось семьдесят два человека (6 на 12). Двое вроде бы лишними оказались. Но и на них сошел Дух Святой, и они ощутили то же вдохновение, которое отличало семьдесят старейшин. Иисус Навин запретил было им пророчествовать, но Моисей рассудил иначе: кто может дать Духа Божия без Бога? Если же Бог дал, то как можно запрещать? Моисей каждому желал этого дара от Бога, что и получили верующие в Церкви Новозаветной.

Эти слова о действии Св. Духа в Ветхозаветной Церкви естественно вспомнить в день Пятидесятницы, почему они и читаются для прославления Бога Духа Святого в день Св. Троицы.

Источник: портал Сретенского монастыря Православие.ру