Пророк Самуил и молитва за врагов

20 августа / 2 сентября – Пророка Самуила (XI до Р.Х.).

Самуил пророк. Фреска. Монастырь Грачаница, Сербия

Последним судьей израильским был Самуил, которого многие знают как великого пророка. Рождение его было плодом горячей молитвы благочестивой матери Анны, которая была бесплодна. В молитвах она просила сына и обещала дать его в дар Господу на все дни его жизни.

И помоли́ся а́н­на и рече́: утверди́ся се́рдце мое́ въ Го́сподѣ, воз­несе́ся ро́гъ мо́й въ Бо́зѣ мо­е́мъ, разшири́шася уста́ моя́ на враги́ моя́, воз­весели́хся о спасе́нiи тво­е́мъ: я́ко нѣ́сть свя́тъ я́ко Госпо́дь, и нѣ́сть пра́веденъ я́ко Бо́гъ на́шъ, и нѣ́сть свя́тъ па́че тебе́ (1-я книга Царств, глава 2).

Мы читаем слова пророчицы Анны в ирмосе к третьей песне Покаянного канона ко Господу: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Поскольку родители будущего сына принадлежали к колену Левия, то он должен был служить Господу при скинии. Скиния была походным храмом евреев, в ней хранился Ковчег Завета до того, как Царь Соломон построил в Иерусалиме Храм. Отрок Самуил жил в скинии и служил Господу при первосвященнике Илии. Однажды, когда Самуилу было 12 лет, он спал в скинии и услышал голос, который позвал его по имени. Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род священника Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу.

Через некоторое время, когда сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий осуществился. Сыновья Илия погибли в битве с филимстимлянами, Ковчег Завета был филистимлянами похищен. Священник Илий при известии о Ковчеге, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер. Тогда Самуил стал преемником Илия – верховным вождем, обязанностью которого было руководить народом. Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога.

С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем. Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.

Пророк Самуил, выполняя волю Божию, принялся за дело духовного возрождения, призывая по всей стране к покаянию, к соблюдению Закона и отказу от поклонения языческим богам. «Расположите сердце ваше к Господу – и Он избавит вас от руки филистимлян» (Первая книга Царств 7: 3) – таковы были задачи его правления. Он созвал большое собрание в Массифе (Мицпе), во время которого израильтяне постились и всенародно признавали свою вину пред Богом, а пророк молился об их спасении. Филистимляне, узнав о собрании израильтян, напали на них. Тогда пророк по просьбе народа принес ягненка во всесожжение и воззвал к Господу – Бог тотчас ответил, возгремев громом на небе. Филистимляне, пораженные ужасом, были разбиты, а израильтяне вернули себе во владение захваченные врагами города.

После установления мира Самуил продолжал судить Израиль в Раме, где воздвиг жертвенник. Каждый год он объезжал страну, дабы разрешать споры и призывать народ к благочестию и соблюдению закона. Состарившись, Самуил передал свои обязанности сыновьям – Иоилю и Авии, которых поставил судьями в Вирсавии. Но они показали себя недостойными отца, принимали подарки и искажали правду. Старейшины Израиля пришли к Самуилу в Раму с жалобой и попросили поставить им царя, как у прочих народов, чтобы он судил их. Пророк был опечален этой просьбой и молился Богу. «И сказал Господь Самуилу: Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7). Тогда судья торжественно объявил, что с установлением царской власти они потеряют прекрасную дарованную Богом свободу, ведь израильтяне – единственный народ, у которого царем и вождем является Сам Создатель. Пророк помазал на царство Саула и прекратил своё служение.

Святитель Иоанн Злаоуст. Византийская мозаика, XI век, собор св.Софии в Киеве.

Святитель Иоанн Златоуст ставит нам в пример молитву пророка Самуила за народ, который отверг его. Напоминает и о молитвах других праведников, которые становились ходатаями перед Богом за своих нечестивых гонителей. Перводиакон Стефан, побиваемый камнями, преклонив колена, с сердечным сокрушением и с великим состраданием сказал об убийцах: «Господи, не постави им греха сего». Апостол Павел говорит: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали» (Второе послание к Коринфянам 11:25,26). Что же затем? «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти…» (Послание к Римлянам 9:3). Вспоминает Иоанн Златоуст ветхозаветных святых пророка Моисея и Царя Давида, которые презираемые, побиваемые, преследуемые, молились о своих гонителях, нарушающих правду Божию. И это тем более удивительно для Ветхого Завета, где “не было повеления любить врагов, а (предписывалось) вырывать «око за око и зуб за зуб» (Исход 21:24) и (за зло) воздавать одинаковым злом, там дошли до апостольского любомудрия.” Святитель Иоанн увещевает нас подражать святым и Господу нашему Иисусу Христу.

“Пророк Самуил был так оскорблен, отвержен, пренебрежен иудеями, что Бог, желая утешить его, говорил: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (Первая книга Царств 8:7). Что же этот уничиженный, пренебреженный, оскорбленный? «не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас (Первая книга Царств 12:23)». Он считал грехом не молиться за врагов. Да не будет мне согрешить так, чтобы не молиться о вас. Христос говорит: «Отче, отпусти им грех: не ведят бо, что творят»; Стефан говорит: «Господи, не постави им греха сего»; Павел говорит: «молил бых ся… отлучен быти… по братии моей, сродницех…по плоти»; Моисей говорит: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Книга Исход 32:32); Давид говорит: «да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего, а не на народе Твоем, чтобы погубить его» (Первая книга Паралипоменон 21:17); Самуил говорит: «мне же да не будет согрешити… оставити… молитися за вас ко Господу». Итак, скажи мне, будем ли иметь какое-нибудь извинение мы, когда и Владыка, и рабы, и святые ветхо- и новозаветные, все побуждают нас к молитве за врагов, если станем делать противное и молиться против врагов? Не станем делать так, братия, увещеваю вас, не станем, — потому что чем больше примеров, тем больше и наказание, если мы не будем подражать им. Молитва за врагов больше молитвы за друзей, и последняя не приносит нам столько пользы, сколько первая. «Аще бо любите любящих вас, вы не делаете, — говорит Христос, — ничего великого, ибо и мытари… такожде творят» (Мф.5:46), так что если мы будем молиться за друзей, то мы еще нисколько не лучше язычников и мытарей, а если будем любить врагов, то по мере сил человеческих становимся подобными Богу, Который «солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и… неправедныя» (Мф.5:45). Итак, будем подобны Отцу. Будьте, говорит Христос, подобны Отцу вашему, иже есть на небесех, чтобы нам удостоиться и царства небесного благодатию и человеколюбием Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.” (Святитель Иоанн Златоуст. О разбойнике. Беседа первая. О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов.)