Бог Господь, и явился нам!

В праздничные и будничные дни, на утрене (которая у нас обычно совершается вечером), после мирной ектении, мы слышим произносимые диаконом торжественные стихи из 117-го псалма:

Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне. (Этот стих повторяется хором четырежды).

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.

Не умру, но жив буду и повем дела Господня.

Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших. (Мф. 21,42)

Попробуем разобраться в значении этих торжественных слов.

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне».
«Бог – Господь, и Он явился нам» (Пс.117:27). «Благословен Грядущий во имя Господне» (Пс.117:26)

Бог – Господин – Властитель и Творец всего существующего. И вот он «явился» нам, то есть воплотился, стал Человеком для нашего спасения. Благословен всякий человек, следующий («грядый» – т.е. грядущий) за Господом – ведь он получит удивительные блага: настоящее бессмертие, Царство Небесное, вечное общение со своим Творцом.

«Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его».

Этими словами пророк Давид призывает нас к общению с Богом в благодарности Ему. Господь так добр и хорош, что человек, осознавший это, не может не благодарить и славословить своего Благодетеля.

«Обышедше обыдоша мя и Именем Господним противляхся им».
«Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им» (Пс.117:11).

Бог может вывести человека из самых затруднительных обстоятельств – только бы человек обращался к Богу за помощью. Пророк Давид рассказывает как множество народов обступили его и его войско и хотели уничтожить его страну, но он призывал Имя Господа в молитве и получил избавление от скорби. И Сын Божий в момент высшей точки страданий – на Кресте – призывает Своего Небесного Отца словами псалма: «Боже, Боже мой, почему ты меня оставил!» (Пс. 21,2).

«Не умру, но жив буду и повем дела Господня».
«Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни» (Пс.117:17).

Своим Воскресением Господь и нам даровал бессмертие, которое предсказывает пророк Давид. И в земных обстоятельствах, избавленный от физической смерти, Давид благодарит за это чудо Бога и всем рассказывает о чудесном избавлении. Так и смерть не смогла противостоять Божеству Сына Божия, Воскресшего из мертвых и воскресившего всех веровавших в Него.

«Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла,
от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших».

«Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла:
от Господа это было, и дивно в очах наших» (Пс.117:23-24).

Камнем пророк Давид называет Христа, а строители (зиждущии) – это иудейские первосвященники, книжники, фарисеи – те, кому Бог доверил духовное образование богоизбранного народа, попечение о богослужении и нравственности. Именно они не признали Господа Иисуса Христом (Мессией) и распяли Его и этим отвергли Краеугольный Камень – Христа. Но удивительное чудо искупления человечества совершилось, Господь Иисус Христос – глава и основа Новозаветной Христианской Церкви, к которой принадлежим все мы. Господь Иисус Христос Сам цитирует эти слова в одной из Своих бесед (Мф. 21,42), обличая губительное непризнание Его Мессианства книжниками. Христианская же Церковь прославляя Христа – Краеугольный Камень – воспевает: «От Господа было это и удивительно для нас!».

Церковная традиция не случайно устроила ежедневное (за исключением времени Великого поста) громогласное произнесение этих пророческих слов псалмопевца Давида. В них – радость людей Ветхого Завета о пришествии Мессии, ликование христиан в благодати Святого Духа, ниспосланной в наши сердца, и твердая надежда на любовь и помощь Божию к каждому человеку, который доверяет Ему свое сердце.

(Опубликовано на сайте храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне)